Два опасных железнодорожных переезда в Иркутской области закроют в ближайшие годы

За 8 месяцев 2020 года на железнодорожных переездах Иркутской области и Бурятии в зоне ответственности ВСЖД произошло шесть дорожно-транспортных происшествий, за аналогичный период прошлого года – девять. Всего в прошлом году произошло 16 аварий, в которых погибли шесть человек. Об этом на пресс-конференции в газете «Областная» 16 сентября заявил первый заместитель начальника службы пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Сергей Клюшев.

«Спокойствие обманчиво, – сказал он. – Эпидемия коронавируса значительно снизила как интенсивность дорожного движения, так и число безответственных водителей, пересекающих железнодорожные пути».

Сегодня на балансе Восточно-Сибирской железной дороги – 137 переездов, расположенных в Иркутской области. Из них 22 – охраняемые, 13 – федерального значения. В черте городов, таких как Тайшет, Нижнеудинск, Черемхово, Иркутск, расположен 51 переезд. Для железнодорожников такие переезды – один из проблемных узлов, поскольку в них сходятся интересы автомобилистов и ГИБДД, дорожных служб и администраций муниципалитетов. ДТП на переездах в компании ОАО «РЖД» расцениваются как незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта, связанное с нарушением безопасности его движения.

Именно поэтому наиболее эффективной формой решения проблемы считается закрытие переезда и строительство автодорожного путепровода. Но стоимость одного путепровода в среднем – более миллиарда рублей. По мнению представителя ВСЖД необходима программа, которая позволила бы исключить наиболее проблемные железнодорожные переезды, расположенные на расстоянии менее 5 км друг от друга и строить путепроводы. Руководство дороги готово всемерно содействовать в их строительстве. Эксперт называл около 15 переездов, решение по которым необходимо принимать. Среди них следующие: Новочунка – Сосновые родники (128 км), ст. Худоеланская, переезд 4824 км на перегоне Азей – Шуба. Много таких переездов и по Иркутску – Мелькомбинат, Нефтебаза, Военный городок, Батарейная и др. Это те переезды, где ДТП происходят ежегодно. Но самые аварийные, по мнению ОАО «РЖД» – это Сосновые родники (с 2008 года там зарегистрировано девять ДТП, трое человек погибли), переезд Хаи в Куйтунском районе (4888 км) (где с 2008 года было шесть ДТП, один человек погиб), переезд на участке Лена – Янтарь (680 км) в Усть-Кутском районе (с 2012 года – шесть ДТП). Совсем недавно водитель автокрана на базе «Урала» врезался в грузовой состав. Он не имел водительского удостоверения и был пьян. В результате состав сошел с рельсов, было повреждено 300 метров пути, задержано три пассажирских поезда, перерыв в движении составил 7 часов. Ущерб от ДТП превысил миллион рублей.

Между тем, ОАО «РЖД» вкладывает в ремонт и оснащение переездов немалые средства. В 2020 году компания направила ВСЖД 37,7 млн рублей. Три переезда уже отремонтированы полностью, еще 11 находятся в стадии ремонта. В течение октября-ноября работы будут закончены. Заключен договор на оборудование переездов фото- и видеофиксацией «Орлан-2.0». В планах – обеспечить светодиодным освещением 20 переездов.

По данным начальника отделения дорожного надзора отдела ДПС и дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Константина Бейгаразова, в Иркутской области действуют 246 железнодорожных переездов, из них 137 находятся в зоне ответственности ВСЖД и 109 – на балансе других хозяйствующих субъектов и муниципалитетов. За 8,5 месяцев года рост ДТП на всех переездах составил 11,8% с 17 ДТП за аналогичный период прошлого года до 19 – в нынешнем, три человека пострадали (год назад было двое погибших).

Шесть случаев ДТП произошли с участием подвижного состава. Рост происшествий произошел в Черемховском, Тулунском, Иркутском, Усть-Кутском и Куйтунском районах. В 12-ти ДТП причинами стали недостатки обустройства железнодорожных переездов – отсутствие освещения как на самих переездах, так и на подходе к ним, пешеходных дорожек, плохая различимость горизонтальной дорожной разметки, отсутствие направляющих устройств, недостатки зимнего содержания. В адрес владельцев переездов, автомобильных дорог и подъездных путей выдано более 70 предписаний (в том числе 34 – в адрес юрлиц), составлено 10 административных материалов по ст.12.34 ч.1 «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Внесено 24 представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан.

Сотрудники ГИБДД ежеквартально проводят профилактические мероприятия «Внимание: переезд». Выявлено 696 нарушений ПДД при пересечении переездов (в 2019 году – 530). Нарушители должны выплатить административные штрафы.

По словам заместителя министра – начальника управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта и связи министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ольги Золоторевой, практика видеофиксации хорошо себя показала на переезде с. Смоленщина, дисциплинируя водителей самим фактом своей стабильной работы. Что касается остальных переездов, уже почти готовы технические условия на подключение к серверу фото- и видеофиксации. Она также отметила, что с 2014 года в правительстве действует рабочая группа по решению вопросов обеспечения безопасности железнодорожных переездов. В нее также входят и представители ВСЖД, ГИБДД, министерства строительства, дорожного хозяйства и министерства жилищной политики, энергетики и транспорта. Члены группы проводят рейды, выездные осмотры совместно с главами МО.

– На переездах, обслуживаемых нашим управлением, всего 38 пересечений с железной дорогой, за пять лет у нас произошло всего два ДТП, – отметил заместитель начальника Управления ФКУ Упрдор “Прибайкалье” Сергей Скрипотчиков. – Два проблемных пересечения – в селах Тулюшка и Шерагул. На Тулюшке сейчас строится путепровод и через два года этот переезд перестанет существовать. По путепроводу в Шерагуле уже готова проектная документация, проведена экспертиза, сейчас решается вопрос с финансированием. В 2017 году мы подписали с ВСЖД регламент. У нас есть своя программа по безопасности дорожного движения, в соответствии с ней на одном из путепроводов мы установили диодные бегущие огни. На трех переездах на дорогах «Сибирь» и «Вилюй» по программе мы также проводим освещение. Наша зона ответственности – 10 метров от крайней головки рельса, поэтому взаимосвязь с железнодорожниками у нас есть. Главная проблема – это образование автомобильных пробок во время ремонта. Согласование с ВСЖД очень длительно, что и приводит к их образованию. Росавтодор не менее ВСЖД заинтересован в ликвидации переездов.

В заключение эксперты призвали автомобилистов и пешеходов быть предельно бдительными при переезде через железнодорожные пути, поскольку это зона повышенной опасности, а ДТП на этих участках чаще всего связаны со смертельным риском.