Более 150 тыс. просмотров набрал спектакль «Золотая рыбка» в рамках проекта «Большие гастроли»

Цыгане, музыка группы «Белый острог» и морское чудовище –  необычная сценическая версия «Золотой рыбки» по мотивам сказки Александра Пушкина в постановке Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова приняла участие в программе «Большие гастроли-онлайн». За месяц постановка набрала около 150 тыс. просмотров. Об этом 6 июля 2020 года сообщили газете «Областная».

– По силе воздействия ничего не заменит живую встречу с театральным искусством, однако он-лайн формат предоставляет нам уникальную возможность – значительно расширить нашу аудиторию, – рассказал режиссер спектакля, директор Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев. – В итоге за месяц мы получаем количество зрителей сопоставимое с годовой цифрой посещаемости нашего театра.

Спецпроект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ был запущен, когда все гастрольные туры страны отменились из-за распространения коронавирусной инфекции. В проекте также принимают участие и другие театры Иркутской области. В рамках «Больших гастролей он-лайн» также будет показан спектакль «Победитель» иркутского ТЮЗа, а «Золотая рыбка» будет доступна в он-лайн формате до 1 сентября.

– Сегодня тема, которую затронул Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», как никогда, актуальна, – считает Виктор Токарев. – Вот человек получает счастливый билет, дальше возникает вопрос: как он им распорядиться? В нашем случае, мы видим, что старуха, на которую свалилось безмерное богатство и власть, становиться другой и быстро доходи до беспредела. И в современной жизни человек, теряя все морально-нравственные нормы, стремиться жить более комфортно и обеспеченно, при этом, желательно ничего не делая. Но когда вместо бога – деньги и власть, добра не жди.

Жанр постановки не случайно обозначен, как театральная фантасмагория, ведь его сюжет расширяет рамки сказки Александра Пушкина. Художник спектакля Татьяна Ларева создала на сцене сказочное пространство, благодаря которому зритель оказывается то на берегу синего моря, то в царских палатах, а то и на дне морском. Встречает его Сказительница (Людмила Попкова) в волшебном теремке. Потом, она остается в истории в качестве голоса за кадром. Артисты Владимир Безродных и Марина Егорова делают сказочных Старика со Старухой живыми людьми, наполняя их образы эмоциями и внутренне мотивируя поступки.  За час постановки мы наблюдаем трансформацию героини из милой бедной женщины, которая мирно пряла свою пряжу и ждала дома мужа-рыбака до настоящего монстра, который разрушает все вокруг и вещает не своим голосом.

– Таким образом, мы хотели подчеркнуть, что человек меняется не только внешне, но и внутренне, – пояснил Виктор Токарев. – В жизни обычно это не так заметно, но послушайте внимательно, что говорят современные олигархи, которые заработали свои капиталы в смутные 1990-е. Один, например, не так давно, поведал в интервью, что он ночами вагоны разгружал, а когда коммунисты бросили крупное предприятие, просто его подобрал. Он абсолютно уверен, что заработали все своим трудом, а то, что в результате – горы трупов и обманутых людей – это не в счет. Словом, внутренние перемены заметны не сразу, но монстр уже сидит внутри.

В одной из финальных сцен в спектакле возникает образ Старухи в виде морского чудовища, которое появилось бы, если бы золотая рыбка выполнила просьбу старухи. Жуткий осьминог парит среди облаков, а целая упряжка золотых рыбок несет ее в пространстве.

– Мы фантазировали вместе с Пушкиным и заглянули за пределы сказки, – пояснил Виктор Токарев. –  Кстати, у автора помимо Золотой рыбки, Старика и Старухи, постоянно присутствует народ: «А народ-то над ним насмехался: поделом тебе старый невежда!». Поэтому в спектакле у нас возникает толпа, которая, почти всего присоединяется к сильнейшему. Не случайно в постановке также появились цыгане и медведь. Помните, как в романе Пушкина «Дубровский», развлекался Тороекуров? В комнату, где на цепи сидел медведь, который не мог достать до одного из углов, закидывали крестьянина. Если тот найдет этот угол, то он спасся, а нет – погибнет. Поэтому и у нас дед тоже борется с медведем.

Виктор Токарев отметил, что в постановке ему хотелось поглубже раскрыть образ Старика.

– Ведь он, не совсем «простофиля», он виноват в данной ситуации не меньше самой старухи, ведь он потакал ее желанием и не сумел вовремя остановить, поэтому он у нас в финале рыдает на берегу синего моря – пояснил режиссер.

Слезами раскаянья Старухи заканчивается и сам спектакль. На заднем плане возникает церковь, как символ божественного прощения и народ утешает героиню.

– На этом спектакле у нас взрослые люди плачут в зрительном зале, – отметил Виктор Токарев. Наверное, потому что происходит переоценка ценностей. Они вдруг понимают, что в жизни самое главное. А в нашей сказке самое главное – «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Они жили вместе 30 лет и 3 года». Жили вместе и были счастливы. Ведь никакие богатства не заменят настоящей любви.