Ирина Синцова: Надо совершенствовать систему подготовки кадров

Хроническая нехватка учителей и медицинских работников, особенно в селах, – проблема общероссийская. Несколько лет назад были запущены две программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Но, как показала практика, этих мер недостаточно. Нужно искать другой способ утоления кадрового голода. И он найден. Об этом рассказывает председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ирина Синцова.

– Возврат к прошлому, когда существовала обязательная трехгодичная отработка по распределению, сейчас невозможен. Нужны новые подходы, когда решающим должно стать само желание выпускника, а не принудительные меры. Но чем его мотивировать? Ответ на этот вопрос искали как федеральные законодатели, так и региональные. И пришли к общему выводу: развивать целевую подготовку.

 

– Обкатывать эту идею вы начали с высшего образования?

– Да, в 2019 году мы внесли изменения в областное законодательство, определив правила обучения по целевому набору. Основное условие – возвращение выпускника вуза в тот муниципалитет или лечебное заведение, с которым он заключает договор. Для поощрения учащихся мы ввели кроме бюджетной стипендии добавочную выплату в 3 тыс. рублей для тех, кто учится на хорошо и отлично. А тем, кто учится на круглые пятерки, даже 5 тыс. рублей.

 

– Какие-то результаты уже есть?

– Самая низкая обеспеченность кадрами у нас в медицине. В 2018 году она едва дотянула до 58%, а в 2019-м подросла на 1%. Вот это и есть первый результат. И я уверена, что в дальнейшем положительная динамика только усилится. Уже 468 будущих медиков заключили договоры на целевое обучение в ИГМУ. Эту схему мы распространили и на подготовку педагогов. Но поскольку сделали это позднее, то пока лишь 64 студента выбрали целевое обучение.

 

– Все специальности вузов попадают под целевое обучение?

– В медицине – терапевты и педиатры, а в образовании достаточно широкий спектр предметников, хотя, должна сказать, там обеспеченность кадрами несколько больше, чем в медицине. Во многом сказывается высокий коэффициент совмещения. Работать на двух ставках – это не редкость, а повседневное явление в наших школах.

 

– На последней майской сессии вы продолжили ваш удачный эксперимент и законодательно внедрили целевую подготовку уже в среднее профессиональное образование. Поскольку вы один из авторов законопроекта, объясните, чем это вызвано?

– У нас до недавнего времени под маркой оптимизации среднего профобразования шло резкое сокращение этих учебных заведений. И к чему это привело? Вот только один пример. Под нажимом депутатского корпуса у нас в области усилилось строительство ФАПов – фельдшерско-акушерских пунктов. Казалось бы, хорошо, но вдруг узнаем, что в ряде поселков эти новенькие, так необходимые людям, малые лечебные заведения стоят под замком. И причина одна – нет фельдшеров. Самый действенный способ пополнить их ряды, считаем мы, – внедрить в медицинских колледжах такое же, как в вузах, целевое обучение. Оно начнет действовать уже со следующего учебного года. Для этого выделяется 110 бюджетных мест, а в педагогических колледжах – 136 мест.

 

– Условия заключения договора те же самые, что и для высшей школы?

– Да, студент обязан после окончания педколледжа вернуться в то муниципальное образование, с которым у него заключен договор, а выпускники медицинских колледжей – в то лечебное заведение, с которым у него подписано соглашение. В случае, если одна из сторон нарушит условия договора, то должна вернуть в бюджет деньги, потраченные на обучение. Но, надеюсь, эти финансовые санкции нам не придется применять.

 

– Дополнительные выплаты тоже предусматриваются?

– Обязательно. Мы долго обсуждали их размеры и решили установить на уровне вузов – 3450 рублей. На руки студенты будут получать 3000, остальные 450 рублей пойдут на уплату НДФЛ, поскольку это не стипендии, а денежные выплаты, попадающие под налогообложение. Если учесть, что сегодняшняя бюджетная стипендия чуть больше 450 рублей, то, согласитесь, это существенная поддержка. Более того, в разрабатываемую сейчас стратегию социально-экономического развития Иркутской области депутаты предлагают внести обязательное выделение жилья выпускникам, прошедшим целевое обучение.

 

– Какие специальности по целевым договорам может получить студент педколледжа?

– Дошкольное образование, коррекционная педагогика, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования, изобразительное искусство и черчение, физкультура, музыкальное образование… К слову, в Иркутской области острый дефицит учителей музыки. Не хватает почти 60% педагогов. А вот преподавателей обществоведения, как выяснилось, в избытке. На них целевой набор не распространится.

 

– На обучение по целевой подготовке могут рассчитывать только сельские ребята?

– Вы думаете, у нас недостаток педагогических кадров только в сельской местности? Даже Иркутск подал заявку на 13 целевых договоров: пять – на дошкольное образование, пять – на учителей начальных классов и три – на музыкальное образование. 15 заявок уже поступило от Тайшетского района, 13 – от Усть-Илимского, по 10 – от Нукутского и Осинского районов… Уверена, что борьба за целевые места развернется нешуточная.

 

– Какие-то возрастные границы предусматриваются для желающих поступить на целевое обучение?

– Никаких. Это могут и нынешние выпускники школ, и выпускники прошлых лет, и люди, получившее какое-то другое образование и пожелавшие сменить профиль работы. Единственное условие – обучение только очное, и оно будет бесплатным, если оно первое.