В защиту прав дольщиков

Одним из главных событий прошлого года, считает вице-спикер Законодательного Собрания Ольга Носенко, стало принятие 214-го федерального закона, установившего новые правила жилищного строительства. Его достоинства и недостатки обсуждались на круглом столе, организованном комитетом по природопользованию, собственности и земельным отношениям Госдумы, в работе которого она приняла участие.

 

– Основная цель закона – защитить права дольщиков, – рассказала Ольга Носенко. – С каждым годом проблема обманутых дольщиков нарастала как снежный ком и, наконец, приняла такие катастрофические размеры, что заставила федеральный центр заняться ею вплотную. Проводились парламентские слушания с участием всех заинтересованных сторон, предлагались различные варианты законопроекта. В результате и появился 214-й закон, который вступил в силу с 1 июля прошлого года и изменил порядок финансирования строящегося объекта. Если раньше гражданин, заключая договор о долевом строительстве, передавал деньги непосредственно застройщику, то теперь он кладет их в банк на специальный, так называемый эскроу-счет. Они будут лежать там в целости и сохранности, пока застройщик не выполнит свои обязательства.

 

– А где возьмет застройщик деньги на строительство?

– У кого-то, я полагаю, есть собственные оборотные средства, которые он может пустить в дело, а те, у кого такой возможности нет, возьмут кредиты в банке. Определен пул банков, где застройщики могут кредитоваться.

 

Долгие годы рынок застройщиков оставался единственным рынком, участники которого могли привлекать средства граждан без какого-либо контроля. Ежегодно в этот рынок вкладывалось более полутора триллионов рублей. И никаких регламентов использования этих средств не существовало. Все на доверии, а этим доверием злоупотребляли.

Ольга НОСЕНКО, вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области

– Теперь, если застройщик обанкротится, деньги теряет банк, а не дольщики?

– Совершенно верно. Все риски принимает на себя банк. Поэтому он будет тщательно изучать репутацию заемщика, его кредитную историю, выставлять очень жесткие условия и контролировать все этапы строительства. Ясно, что такой подход перекроет дорогу мошенникам, вольготно себя чувствующим в строительном деле. Долгие годы рынок застройщиков оставался единственным рынком, участники которого могли привлекать средства граждан без какого-либо контроля. Ежегодно в этот рынок вкладывалось более полутора триллионов рублей. И никаких регламентов использования этих средств не существовало. Все на доверии, а этим доверием злоупотребляли.

 

– Участникам долевого строительства закон, без сомнения, пришелся по душе, а как его восприняли застройщики?

– На круглом столе в Госдуме застройщики жаловались, что не все банки включены в эту деятельность. Пока только крупные кредитные организации готовы работать по этой схеме. Например, из 10 застройщиков Иркутской области девять пользуются услугами одного и того же банка. А как всякий монополист, он держит высокие кредитные ставки в 12–13%. Будь конкуренция – ставки могли снизиться до приемлемых 3–4%.

 

– Как я понимаю, в снижении ставок заинтересованы в первую очередь дольщики. Ведь застройщик наверняка включает в стоимость квадратного метра и кредитные проценты?

– Естественно. Вот поэтому необходимо направить все наши усилия на расширение сети банков, работающих с эскроу-счетами. В нашей области есть еще один барьер, сдерживающий темпы жилищного строительства. Это обязательное проведение экологической экспертизы для всех объектов, возводимых на всей территории Байкальской природоохранной зоны. А эта процедура долгая, требующаяся от нескольких месяцев до года. Изменить что-либо депутаты Законодательного Собрания не в силах, здесь требуется вмешательство федерального законодателя.

 

– Новые правила игры, вводимые 214-м законом, защитят будущих дольщиков, а как быть тем, кто уже попался на удочку мошенников и остался и без денег, и без квартиры? А ведь таких, наверное, в Иркутской области немало?

– На сегодняшний день стоит недостроенным 31 дом, а число обманутых дольщиков составляет 1079 человек. По сравнению с другими регионами, у нас еще немного обманутых дольщиков. Есть регионы, где число людей, попавших в сети мошенников, исчисляется десятками тысяч. Но вряд ли эта статистика может утешить наших обманутых дольщиков. Как можно помочь этим людям? Данный вопрос депутаты неоднократно обсуждали с членами областного правительства. На достройку проблемных объектов требуется немного более одного миллиарда рублей. Сумма, в общем, не так велика, и ее можно было бы выкроить из областного бюджета. Но финансовое законодательство запрещает это делать.

 

– Значит, им надеяться не на что?

– Людей нельзя оставлять один на один с такой бедой. Когда Госдума начала заниматься этой проблемой, то было разработано несколько механизмов, в том числе создание в регионах фондов для достройки замороженных объектов. Они будут финансироваться из федерального бюджета. Уже многие субъекты Российской Федерации создали такие фонды и с их помощью начали оздоровление строительной отрасли.

 

– А в Иркутской области такой фонд появился?

– Буквально на днях вышло постановление областного правительства о создании Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Иркутской области.