Как преодолеть коррупцию в местной власти?

Как избежать конфликта интересов при исполнении чиновниками своих полномочий? В каких случаях коррупция может парализовать деятельность органов власти? Об этом шла речь на вебинаре для органов местного самоуправления, состоявшемся в Законодательном Собрании.

Открывая заседание, вице-спикер областного парламента Кузьма Алдаров отметил, что противодействию коррупции уделяется особое внимание на федеральном и региональном уровнях. Это опасное социальное явление, подрывающее доверие к власти, в том числе, избранной на местах.

Действие равно противодействию, – сказал он. – Стремлению получить незаконный доход за счет коррупции мы должны противопоставить ответные меры, прежде всего профилактические.

Одной из наиболее эффективных мер является ежегодное декларирование чиновниками и депутатами сведений о своих доходах, наличии недвижимого имущества, банковских счетов. Проверки показывают, что далеко не все должностные лица исполняют эту обязанность в полной мере и в срок.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области Любовь Слинкова сообщила, что в 2019 году органами прокуратуры выявлено 1449 нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции среди представителей государственной и муниципальной власти. 178 нарушений совершены лицами, замещающими муниципальные должности, 558 – муниципальными служащими, к дисциплинарной ответственности привлечено 477 виновных.

По словам прокурора, на основании результатов проверок, проведенных в 2019 году, местными думами приняты решения о досрочном прекращении полномочий 20 депутатов. Это повлекло за собой занесение бывших народных избранников в реестр лиц, утративших доверие.

– Кроме репутационных потерь для виновных, прекращение депутатских полномочий означает проведение внеочередных выборов, а это влечет за собой дополнительные бюджетные расходы. В ряде случаев возникшая ситуация приводит к утрате легитимности решений представительного органа, фактически парализует деятельность структур местного самоуправления, – подчеркнула Любовь Слинкова.

Большое значение для предотвращения коррупционных связей в органах местного самоуправления имеет урегулирование конфликта интересов. Он возникает в том случае, когда личная заинтересованность чиновника может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей. Чаще всего коррупционная ситуация возникает при проведении закупок и услуг для нужд муниципалитетов, заключении муниципальных контрактов с организациями, руководители которых связаны с представителями власти близкими отношениями.

В качестве примера таких действий на семинаре было рассказано о главе Киренского муниципального образования, который после избрания на должность заключил ряд договоров с организациями, оказывающими услуги в сфере жилищно-коммунальных услуг, единственным учредителем которых является его супруга. Кроме того, в поданной им декларации о доходах и расходах содержались неверные сведения. После представления прокуратурой соответствующих материалов решением Киренского районного суда полномочия главы муниципального образования были прекращены досрочно в связи с утратой доверия.

Обращает на себя внимание позиция депутатов районной думы, которые фактически взяли под защиту проштрафившегося чиновника. До вынесения судебного решения они отказались отправить в отставку главу муниципалитета, несмотря на требования об этом со стороны губернатора. Тем самым местные депутаты пренебрегли своей обязанностью объективно оценивать и пресекать нарушения законодательства.

На большой вред, который наносит борьбе с коррупцией такая позиция, обратил внимание депутат областного парламента Андрей Маслов. Он считает, что представительный орган не может игнорировать выражение недоверия главе муниципалитета со стороны высшего лица государственной власти в регионе. Такой шаг является эффективной мерой пресечения дальнейших нарушений, оно всегда основывается на неопровержимых данных и требует исполнения.

– Иная позиция депутатов дезориентирует общество, оставляет у потенциальных нарушителей надежду на безнаказанность. А этого нельзя допускать ни в коем случае, – заявил парламентарий.

Как рассказала начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата губернатора и правительства Иркутской области Светлана Юзвак, избежать конфликта интересов можно, если заранее перевести ситуацию в публичную плоскость, уведомить о ее возникновении представительный орган власти. При коллегиальном рассмотрении вопроса легче найти пути разрешения конфликта между общественным и частным интересом.

Подводя итоги обсуждения, Кузьма Алдаров обратил внимание на очередную кампанию по предоставлению деклараций доходов и расходов лицами, замещающими муниципальные должности. Вице-спикер напомнил, что представленные сведения подлежат тщательной проверке на достоверность и полноту.