Эффект Даши Намдакова

Выставка в память о первой персональной выставке в творческой биографии известного во всем мире скульптора Даши Намдакова открылась в Иркутском областном художественном музее. Вернисаж почти повторил успех экспозиции 20-летней давности. Его в этот день посетили более 500 человек, а перед дверями выстроилась настоящая очередь. Совсем как в далеком 2000 году, когда Даши Намдаков был никому не известным художником.

В 2000 году в Иркутске открылась выставка Даши Намдакова, после которой его узнал весь мир, – рассказала директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева. – С тех пор его выставки прошли во всех крупных городах мира, а монументальные работы есть на всех континентах. Но именно в Иркутске Даши Намдаков был принят в Союз художников России и получил первую творческую мастерскую. В нашем музее есть 11 его работ. Кстати, большая часть произведений с первой персональной выставки была приобретена иркутскими коллекционерами и меценатами, которые сразу оценили степень таланта бурятского художника.

«Поющая раковина», «Принцесса», «Кокон», «Обнаженная с ягодкой», «Юность», «Воин», «Всадник» – сегодня эти произведения можно назвать классикой бурятской станковой скульптуры. Многие сюжеты позднее мастер воплотил в монументальных работах. Но 20 лет назад они поразили всех, ведь ничего подобного тогда еще никто не видел. В них одновременно было очарование Востока, связь с общей мировой культурой и какая-то тихая гармония, которую хотелось уловить, вглядываясь в эти скульптуры.

Впервые с просьбой выставить работы скульптора в Иркутске к руководству музея обратилась искусствовед Надежда Комарова – сейчас она возглавляет фонд Даши Намдакова. Кстати, мало кто знает, что его первая выставка должна была состояться в 1999 году, но художник не смог тогда собрать работы. И музей поверил автору во второй раз, но выставку запланировали всего на десять дней. Однако потом ее пришлось продлевать. Интересно, что публика в залах тогда и сейчас собралась весьма разношерстная.

Это еще один феномен Даши Намдакова – он художник для всех, – считает научный сотрудник музея Татьяна Огородникова. – Помню, первая выставка получилась необычная, и люди сразу стали приходить, звонить. И самое удивительное, что один за другим пошли иркутские художники. И у всех был огромный интерес, без всякого скептицизма и творческой зависти. К нему как-то все были сразу расположены. И главное, что с течением времени это отношение не изменилось, несмотря на его известность. И сам Даши остался человеком добрым и искренним. А еще меня поразили простые зрители. Никогда не забуду, как к его «Шаману» много раз приходила одна учительница, которая призналась, что работа запала ей в самую душу.

После Иркутска Даши Намдаков представил свое творчество в Центральном доме художника в Москве, а уже через год – в Нью-Йорке. Потом были многие музеи мира, и в 2010 году состоялась его выставка в «Эрмитаже» – музее, который не делает отдельных персональных выставок современных художников. И сегодня Даши Намдакова, несмотря на мировую славу, не поразила звездная болезнь. Кроме того, художник через все эти годы пронес чувство благодарности к художественному музею им. В.П. Сукачева, Иркутску и его жителям, которые поддержали его творчество.

Именно этот музей и город Иркутск поставили меня на ноги как художника, после выставки в 2000 году передо мной открылись двери всех музеев мира, – признался Даши Намдаков в одном из интервью нашей газете. – Нужно отметить, что в конце 1990-х годов зарабатывать скульптурой было нереально. Тогда я открыл маленькую ювелирную мастерскую три на два метра в Улан-Удэ. Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в банке, мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала – целая технология, люди, целая сеть, где каждому нужно платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс. А когда я сделал выставку в стенах этого музея, скульптура начала меня кормить.

Кстати, на выставке «Иркутск. Традиции. Меценаты. Даши Намдаков» представлены не только произведения мастера, но и скульптуры других бурятских художников: Дмитрия Будажабэ, Гэсэра Зодбоева и Петра Гармаева. Именно они помогали Даши Намдакову готовиться к своей первой персональной выставке.

Такое явление, как бурятская станковая бронзовая скульптура, возникло именно в 2000 годах, – отметила директор галереи LeArt Лина Ермонтович. – До этого в нашей стране была распространена в основном монументальная скульптура. В стране была полная разруха, но художники продолжали работать, и именно в таких условиях были созданы эти шедевры. Тогда Дмитрий Будажабэ пришел на завод «Теплоприбор», где было все, что нужно для промышленного литья. Художники и сотрудники завода смогли приспособить это оборудование для творческих нужд. И Даши Намдаков был в этом процессе как локомотив, увлекая всех своей идеей.

Всего в экспозиции можно увидеть около 60 работ. Кстати, скульптуры «Единорог» и «Лось» Даши Намдакова музей выставляет впервые. Помимо скульптур на выставке представлены графические произведения мастера и его ювелирные работы.

Выставка будет открыта до 1 марта.