Обиженные дети

Сколько детей каждый день лишаются родителей, каким угрозам подвержены и что они знают о своих правах? Эти и другие вопросы обсуждали на научно-образовательном форуме, посвященном 30-летию Конвенции о правах ребенка. Его организовали уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова и Юридический институт ИГУ.

 

Лишать родительских прав стали реже

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу судопроизводства. С участием детей, либо в их интересах рассматриваются гражданские дела об усыновлении, установлении отцовства, ведутся споры об опеке и попечительстве, об определении места жительства ребенка, устранении препятствий в общении с ним, взыскании алиментов, лишении и ограничении родительских прав. Об особенностях судебной защиты прав детей рассказала зампредседателя иркутского областного суда Светлана Черткова:

– Только в исключительных случаях возможно разлучение детей с родителями. В основном они связаны с раздельным проживанием, отсутствием заботы со стороны взрослых, жестоким обращением. Тем не менее в практике судов нашего региона, как и в целом в РФ, наблюдается снижение количества удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав.

В 2018 году судами Иркутской области вынесены положительные решения по 832 делам о лишении родительских прав, по 91 делу получен отказ, по 60 – решение об ограничении прав.

Органы социальной защиты должны сместить акценты своей работы в сторону более щадящего подхода. Суды, принимая решение в интересах семьи, дают родителям возможность принять дополнительные меры и под контролем органов опеки попытаться сохранить семью и жить с детьми, воспитывать их, защищая их права, – продолжила Светлана Черткова.

 

Плохо поддаются перевоспитанию

За 2018 год судами Иркутской области рассмотрены уголовные дела в отношении 1300 несовершеннолетних, осуждено 660 человек, 622 дела прекращено. К сожалению, дети, совершив преступления, плохо поддаются исправлению, перевоспитанию. Основные причины, толкающие детей на совершение преступлений, – низкий материальный уровень в семье, отрицательный пример влияния взрослых, отсутствие контроля со стороны родителей и школ, недостаточно эффективная работа с подростками инспекций по делам несовершеннолетних.

Судебные органы применили наказание в виде лишения свободы только к 80 осужденным из 660. Как правило, они осуждены за тяжкие преступления. Суды, таким образом, еще раз дают возможность осознать свое противоправное поведение, принять меры к исправлению.

 

Домашнее насилие

По словам доктора юридических наук, профессора кафедры уголовного права Юридического института ИГУ Анны Репецкой, дети чаще, чем мы думаем, являются объектом преступных посягательств. И сегодня увеличилось количество сфер, в которых ребенок подвергается риску стать жертвой преступного посягательства.

В первую очередь это довольно часто случается там, где ребенок должен чувствовать себя полностью защищенным – в собственном доме. Домашнее насилие довольно распространенное явление, по отношению к детям в том числе. В нашей стране силовое воспитание в семье является нормой. Между тем жертва домашнего насилия самая бесправная. Дети, которых обижают в семье, вряд ли пойдут жаловаться.

Уровень коэффициента подверженности домашнему насилию в России в 2010 году – 30 детей на 100 тысяч родителей, в 2015-м – 58,5 потерпевших.

Рост коэффициента почти в два раза показывает, что растет понимание этой проблемы. Большее количество детей выявляется, значит, большему количеству детей оказывается помощь, – считает профессор.

 

Чем заменили «Синего кита»?

Другие виды посягательств, по словам Анны Репецкой, поджидают детей как в реальном, так и в виртуальном мире. Среди них кражи, грабежи, вымогательства, мошенничества, насильственные преступления в школе и на улице, занятие проституцией, употребление запрещенных веществ, наркотиков, спайсов, которые сейчас активно рекламируются в интернете.

– Реальные угрозы переходят в интернет. В России до 60% несовершеннолетних детей сталкиваются с кибербуллингом, около 10% ребят становятся жертвами интернет-травли. Детей понуждают к совершению опасных действий, доводят до самоубийства.

На смену запрещенной игре «Синий кит» пришли другие – «Беги или умри», «Исчезновение на 24 часа» или «Прятки на сутки», призывающие подростков исчезнуть на время, не сообщая родителям и друзьям о своем местонахождении. В некоторых регионах страны были зарегистрированы случаи исчезновения подростков в результате этой игры.

– Это происходит потому, что детям не хватает адреналина, им хочется развлекаться, а досуговые сферы в реальном мире для большинства детей сокращены или недоступны. Зато телефон всегда в руках, – наводит на размышления Анна Репецкая.

Правовая работа с детьми активно идет в школах. В этом учебном году более 500 учителей в Иркутской области повысят квалификацию по правовому воспитанию. По словам замминистра образования Евгения Торунова, уже сейчас проводятся занятия по правовой работе с учащимися. Более 7 тыс. детей занимаются в объединениях, изучающих правила дорожного движения, дети участвуют в слетах, в движении «Юный спасатель», есть у ребят интерес и к изучению административного законодательства.

Результат работы только тогда может быть оценен как успешный, когда каждый подросток будет знать, в чем конкретно выражается его право на образование, кто является непосредственным представителем и защитником его интересов и к кому он может обратиться за помощью, – подчеркнул Евгений Торунов.

В практической части форума состоялись мастер-классы для учителей, школьников и студентов. Детям рассказали об их праве на свободу публичных выступлений, показали в действии игровые технологии в работе со школьниками, дети ставили сценки и рисовали, как они понимают свои права.