С 2020 года Приангарье вступает в пилотный проект ФСС «Прямые выплаты»

Выплата пособий по-новому

Со следующего года больничный лист работающим жителям Иркутской области будет оплачивать не работодатель, а напрямую региональное отделение Фонда соцстрахования (ФСС). С 1 января 2020 года регион вступает в пилотный проект ФСС «Прямые выплаты». Нововведение защищает интересы работающих граждан и во многом облегчает задачи работодателю. Подробнее о нем рассказала управляющий региональным отделением ФСС Яна Соболь.

 

– Яна Вадимовна, в чем заключается пилотный проект «Прямые выплаты»?

– В настоящее время Иркутское региональное отделение Фонда работает с организациями по зачетному принципу, то есть пособия работнику выплачивает непосредственно работодатель, а в Фонд он перечисляет разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных им пособий. Но возникает ряд ситуаций, когда, например, на предприятии создается тяжелое финансовое положение, или когда работодатель (он же страхователь) оказывается недобросовестным, а в результате пособия задерживаются или не выплачиваются.

Пилотный проект «Прямые выплаты» предусматривает изменения в порядке выплат пособий по временной нетрудоспособности, материнству и в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. Он затрагивает не только работодателей, но и всех граждан, работающих по трудовым договорам, и направлен на защиту прав работников. Новый порядок расчета и выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения работодателей получить пособия своевременно и в полном объеме.

 

– Каких граждан коснется изменение порядка выплаты пособий?

– Напрямую пособия будут получать граждане, которые временно утратили трудоспособность, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. Новый порядок касается таких выплат, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Кроме того, изменится и порядок оплаты отпуска застрахованному лицу, пострадавшему на производстве (сверх ежегодного оплачиваемого).

При этом размер пособий и формула их расчета не меняются.

 

– А что изменится для организаций-работодателей?

– Отказ от нынешнего «зачетного механизма» отразится на порядке уплаты страховых взносов. Страховые взносы на обязательное социальное страхование с 1 января 2020 года не будут больше уменьшаться на сумму расходов (т.к. работодатель больше не несет расходов на выплату пособий), а будут уплачиваться в полном объеме! Но при этом работодателю не придется отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий своим работникам.

Кроме того, значительно упростится процесс составления расчетов по начисленным страховым взносам, представляемым в налоговые органы, и отчетности по форме 4-ФСС.

 

– Куда теперь должен обращаться работник, которому полагается пособие?

– Для работника порядок действий практически не изменится. Как и прежде, он приносит работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т.д.). Кроме того, на каждое пособие необходимо оформить заявление утвержденной формы, в нем работник указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (счет в банке, номер платежной карты «Мир» или почтовый адрес).

Подчеркну, что от качества заполнения заявления работником (указание корректных реквизитов счета, персональных данных), полноты и корректности представленных документов страхователем зависит своевременность выплаты пособия!

После обращения работника работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчетном периоде и т.д. Он обязан передать необходимые сведения в Иркутское региональное отделение Фонда в течение пяти календарных дней.

 

Отказ от нынешнего «зачетного механизма» отразится на порядке уплаты страховых взносов. Страховые взносы на обязательное социальное страхование с 1 января 2020 года не будут больше уменьшаться на сумму расходов (т.к. работодатель больше не несет расходов на выплату пособий), а будут уплачиваться в полном объеме! Но при этом работодателю не придется отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий своим работникам.

Управляющий региональным отделением ФСС Яна Соболь

– Если все пособия теперь будет перечислять ФСС, будет ли что-то выплачивать работодатель?

– Работодатель будет оплачивать работающим гражданам четыре дополнительных дня по уходу за детьми-инвалидами, а также социальное пособие на погребение. При этом данные выплаты будут возмещены работодателю из средств Фонда при его обращении. Кроме того, в обязанностях работодателя остается выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника.

 

– Правильно ли мы поняли, если получать декретные на карту, то это может быть только карта «Мир»?

– Действительно, это так. Если вы хотите получать пособия по материнству на карту, пособия, связанные с рождением ребенка, для вновь обратившихся за выплатой с 1 мая 2019 года выплачиваются на карту «Мир», для получающих выплаты – до истечения срока действия карты, но не позднее 01.07.2020 года. После 01.07.2020 года, если получатель указал в заявлении лицевой счет в банке, к которому выпущена карта «Виза» или какая-то иная, а не карта «Мир», то получение возможно только наличными непосредственно в банке. Банк должен уведомить такого получателя о поступлении средств на счет и невозможности их зачисления на карту.

Еще одна важная деталь: ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет перечисляться с 1 по 15 число текущего месяца, за предыдущий. Конкретная дата не устанавливается.

 

– Женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, конечно, интересует вопрос: при переходе на прямые выплаты могут ли пересчитать пособие по уходу за ребенком до полутора лет, назначенное до января 2020 года?

– Нет, пособие по уходу за ребенком до полутора лет пересчету не подлежит, сумма пособия, назначенного до 1 января 2020 года, не изменяется.

 

– Уточним некоторые частные случаи и при временной нетрудоспособности. Допустим, если больничный продлился всего три дня, нужно ли писать заявление для Фонда?

– Нет, если нетрудоспособность длится до трех дней, то заполнять заявление о выплате пособия (оплате отпуска) при травме или заболевании не нужно, направлять документы в региональное отделение также не нужно, поскольку за первые три дня временной нетрудоспособности пособие оплачивает работодатель.

 

– Соответственно, если больничный дольше трех дней, то заявление пишем. А пособие приходит одной суммой или дважды, от работодателя и Фонда?

– Если работник болел или получил травму, не связанную с производством, то, как и прежде, оплата первых трех дней производится работодателем за счет своих средств, а начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности – за счет средств Фонда. Поэтому и выплата «придет» двумя суммами. За первые три дня болезни – от работодателя в сроки, установленные для выдачи заработной платы, за остальные дни – от Иркутского регионального отделения Фонда в течение 10 календарных дней с момента представления работодателем сведений.

В Российской Федерации по программе «Прямые выплаты» работают уже 59 регионов.

В случае, если работник находился на больничном в результате производственной травмы, то пособие за весь период временной нетрудоспособности назначает и выплачивает Иркутское региональное отделение ФСС.

 

– Есть ли ситуации, когда пособие пересчитывается?

– Такие ситуации возможны. Допустим, работница не воспользовалась своим правом на замену лет расчетного периода, в течение которых была в декрете или отпуске по уходу за ребенком. Соответственно, пособие было рассчитано в меньшем размере. Или работник не представил в бухгалтерию справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. В связи с чем пособие было начислено исходя из МРОТ. Если совместитель забыл принести сведения о страховом стаже по основному месту работы, то из-за этого пособие было исчислено в меньшем размере.

В таких случаях работник (или его представитель) должен обратиться в бухгалтерию с заявлением о перерасчете и документами, необходимыми для его проведения. Бухгалтер организации должен передать сведения, влияющие на размер суммы пособия в территориальный орган Фонда в течение пяти календарных дней. При наличии всех необходимых документов специалисты Фонда пересчитают пособие за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие дню представления документов.

 

– Жизненные ситуации, когда гражданин получает право на получение пособия, бывают разными, если сразу не удалось подать документы, в какой срок это можно сделать?

– Работник может обратиться за пособиями не позднее шести месяцев с даты окончания страхового случая, то есть, к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка – не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, по уходу за ребенком – не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Работодатель в течение пяти календарных дней с момента подачи работником документов и заявления обязан передать электронный реестр сведений или заявление с документами на бумажном носителе для назначения и выплаты пособия в региональное отделение ФСС РФ.

 

– А если к этому времени организация-работодатель уже перестала существовать?

– Если работодатель прекратил свою деятельность на момент обращения работника за пособием (ликвидирован в установленном законом порядке), или невозможно установить местонахождение страхователя (имеется соответствующее постановление судебного пристава исполнителя), то работник может напрямую обратиться в региональное отделение Фонда за получением пособия, представив необходимые документы и заявление о выплате.

 

– Имеет ли значение, в каком виде – бумажном или электронном – работодатель подает документы в Фонд?

– Работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составляет более 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников превышает данный предел, предоставляют информацию в Иркутское региональное отделение Фонда исключительно в электронном виде, с электронной цифровой подписью.

Работодатели с численностью работников 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью, могут направлять информацию также в электронном виде или на бумажном носителе.

Конечно, у электронного документооборота есть свои преимущества: первичные документы (заявления, справки, листки нетрудоспособности и др.) при подаче электронного реестра в Иркутское региональное отделение Фонда не представляются. А вот в случае с бумажным носителем придется все документы представлять в региональное отделение.

 

– Что делать, если документы поданы, а пособие не приходит?

– Если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, не получило пособие, то необходимо обратиться к работодателю и уточнить, когда были переданы сведения для назначения пособия. В случае, если период с даты отправки работодателем сведений превышает 15 календарных дней, необходимо обратиться в Иркутское региональное отделение Фонда, тел. (3952) 25-96-80.

 

Важно:

Пилотный проект предусматривает выплаты пособий работникам непосредственно Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования без посредника, которым сейчас выступает страхователь. Получать пособия работающие граждане с 1 января 2020 года будут напрямую через Фонд на счет в банке, карту МИР (пособия по материнству и пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации) или почтовым переводом в зависимости от собственных предпочтений.