Андрей Харитонов: Новая система по факту потребления повысила платежную дисциплину

Платежная дисциплина потребителей тепла в Иркутской области существенно повысилась за два последних года, но только в тех городах, где была введена схема оплаты по факту. То есть в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово, Зиме и ряде небольших поселений. Заместитель директора по работе с бытовыми потребителями «Иркутской энергосбытовой компании» (входит в En+ Group) Андрей Харитонов прокомментировал, что это во многом связано с прозрачностью – сколько потребил, столько и оплатил. Однако большинство населенных пунктов до сих пор рассчитывается за тепло, как и прежде, равными частями в течение года, с последующей корректировкой по итогам года, которая вызывает вопросы.

Андрей Харитонов в интервью газете «Областная» напомнил, что в 2019 году тарифы на тепло менялись дважды – в январе и июле. По его словам, стоимость коммунальных услуг изменяется ежегодно, в среднем на величину инфляции. За формирование тарифов отвечает Служба по тарифам Иркутской области на основании анализа тех материалов, которые предоставляют ресурсоснабжающие организации и поставщики услуг.

– А учитывается в тарифах задолженность и, как следствие, платежеспособность населения, например, на основании данных «Иркутскэнергосбыта»?

– Мы направляем огромнейший пакет документов по структуре долгов как населения, так и предприятий. И эти параметры тоже влияют на формирование тарифов. Кроме того, на этот показатель влияет общая экономическая ситуация. В Иркутской области сумма задолженности населения перед «Иркутскэнергосбытом» особо не меняется на протяжении последних лет. Она постоянно в движении. Но в этом году произошло серьезное наводнение в ряде территорий области. Это отразится на структуре задолженности. Уже сегодня появились тревожные сигналы. Дело в том, что люди получили сертификаты на новое жилье, которое гораздо больше утраченного. Обогревается оно, как правило, электричеством, поэтому платежи будут выше, а зарплаты остались те же.

Неплательщики из «Профсоюза»

– Вы сказали, что есть те, кто пытается вообще не платить…

– Да, есть такие маргинальные люди. А есть и другие, которые попали под влияние мошенников. Например, это так называемые члены «Профсоюза СССР». Как выяснилось, эта организация, созданная предприимчивым питерцем, действует, в том числе, и в Иркутской области. Люди, вступившие в нее, считают, что можно не платить за коммунальные услуги, зато регулярно перечисляют членские взносы. В организации, видимо, работают очень грамотные психологи. Они убеждают членов «профсоюза», что свет, тепло, вода – все это должно предоставляться бесплатно, главное – плати членские взносы! Вот такая успешная «бизнес-модель»! В итоге мы сегодня через суд и судебных приставов принудительно взыскиваем долги с жителей, которые по своей неграмотности поверили мошенникам.

– Два года как ряд территорий области перешли на оплату за потребленное тепло по факту. Платежная дисциплина улучшилась?

– Существенно. По отдельным городам мы наблюдаем значительный рост. Это связано с тем, что раньше люди платили равными частями, в конце года получали корректировку, которую трудно понять и самостоятельно проверить. Теплопотребление зависит от температуры на улице. Если зима холодная, перерасчет больше. Но когда приходит корректировка в первом квартале следующего года, у людей возникает много вопросов, ведь уже позабыто, какая температура была за окном год назад. Отсюда непонимание и низкая платежная дисциплина. При оплате по факту человек видит, за что он платит, и не получает никаких перерасчетов в конце года.

– Если обратиться к данным «Энергосбыта», платежеспособность по электроэнергии гораздо выше, чем за тепло. С чем это связано?

– Потому что электроэнергия – легко отключаемый ресурс. По закону мы имеем право прекратить подачу электричества, когда размер долга превысит двухмесячный размер задолженности, рассчитанный исходя из норматива. Подчеркну, это не значит, что два месяца можно не платить. Например, в сентябре этого года в Иркутской области за долги было отключено 7500 абонентов. Это и частный, и многоквартирный сектор. Как правило, после прерывания поставки ресурса долги гасятся сразу. Законодатель дает срок два дня, чтобы мы подключили потребителей снова. При этом уведомляем об отключении за 20 дней. А вот перекрыть тепло должникам мы не имеем права. Но теплоснабжение включает в себя горячую воду. Ее подачу мы можем приостановить. В сентябре около 40 квартир было отключено от горячего водоснабжения. В основном это злостные неплательщики, к которым мы приходим уже вместе с приставами.

Приборы учета без присмотра

– Общедомовые приборы учета далеко не новшество, но проблемы с ними все равно возникают.

– На сегодняшний день актуальна одна проблема – это текущая эксплуатация общедомовых приборов учета. Купили, поставили и забыли, что их нужно обслуживать. У оборудования есть срок службы и госповерки. Кроме того, необходимо проводить профилактические мероприятия, банально вытирать пыль. В итоге отопительный сезон начался, прибор учета не работает или не прошел госповерку, и расчеты ведутся по нормативу, то есть люди платят больше. Естественно, поступает много жалоб. За прибором учета должна следить управляющая компания, которая, кстати, собирает деньги с собственников жилья за обслуживание счетчика.

– Если через месяц будет устранена причина поломки, или же прибор учета пройдет госповерку, перерасчет будет проведен с возвратом денег жильцам?

– Конечно, нет. Законодатель говорит, что есть прибор учета – считаем по его показаниям, нет – по нормативу. Перерасчет возможен в том случае, если компания забыла или не смогла передать показания. В следующем месяце, когда появятся данные с общедомового прибора, будет сделана корректировка.

– Управляющая компания не может заявить, что забыла передать показания, а сама тем временем будет ремонтировать счетчик?

– Не получится. Он же опломбирован. Без нашего ведома его не снять на ремонт и не пройти госповерку. Так, в сентябре в Иркутске 124 многоквартирных дома не передали показания за тепло, из них около 60 остались без приборов учета – они вышли из строя.

– Такой маленький срок службы у дорогущих счетчиков?

– Приборы разные, с разным сроком службы. Но в основном они выходят из строя из-за того, что кто-то забрался в тепловой узел и испортил оборудование.

– На одной из пресс-конференций представители Жилнадзора приводили «трехэтажные» формулы расчетов за тепло. Когда они появились и зачем они нужны?

– Сложные формулы введены с начала этого года. Дело в том, что широкое распространение получили индивидуальные приборы учета тепла. В основном они установлены в новых домах. Раньше показания этих счетчиков принимались к расчету, если все квартиры были ими оснащены. Но со временем в Верховном суде было доказано ущемление прав потребителей. Почему люди должны страдать из-за того, что соседи не установили счетчик? И сегодня закон изменен. Были разработаны сложные формулы расчетов потребления тепла, в которых обывателю самостоятельно разобраться сложно. Однако дотошные потребители могут попробовать проверить, верны ли расчеты. Для этого им нужно будет запросить данные в разных инстанциях или же воспользоваться ГИС ЖКХ, чтобы внести их в формулу. А проще обратиться в «Иркутскэнергосбыт», наши специалисты все подробно объяснят.