Шара-Тогот: Есть ли будущее в экологической зоне

Село с двумя названиями

Шара-Тогот – одно из старейших поселений Ольхонского района, издавна гордится своими жителями. Когда-то его прославили мастера кузнечного дела, после – животноводы и рыбаки. Первые академики и чемпионы мира из Ольхонского района – выходцы из этого села. Сегодня из-за правовых противоречий, связанных с природоохранным законодательством по защите озера Байкал, люди здесь ведут настоящую борьбу за выживание. Есть ли будущее у села, оказавшегося в зоне особого внимания?

 

Сколько людей, столько мнений

Пожалуй, ни один населенный пункт не вызывает у краеведов столько споров и противоречивых мнений, как Шара-Тогот. Мало того, что нет никакой официальной даты его основания, село имеет второе название – Черноруд. А история его возникновения – непрекращающаяся дискуссия местных жителей.

Одна из версий гласит, что село, расположенное в двух километрах от берега Мухорского залива озера Байкал, свое название получило от сочетания слов «шара-тоhон», что переводится с бурятского, как «желтое масло». По легенде, некогда человек по имени Заяхай отправился вслед за своей коровой через Онгурен из Качуга в поисках плодородных земель, и корова привела его в местечко, которое он позднее назвал Шара-Тоготом. Местность и вправду была чудесной: озеро, источники и бескрайние поля. Буйные сочные пастбища давали животным сытный корм. Сбитое из молока масло получалось ярко-желтым – «шара-тоhон», поэтому Заяхай и решил так назвать свою новую родину.

Заслуженный учитель РФ, краевед и бывший глава администрации Шара-Тоготского МО Галина Хамарханова с такой трактовкой в корне не согласна. По ее мнению, все наименования бурятских населенных пунктов названы в честь сыновей, внуков и правнуков основателей четырех бурятских племен: хори, хондогоров, эхиритов и булагатов. Шара-Тогот назван по имени одного из сыновей Хоридой-хана – Шара-тэ, которое переводится, как «прекрасноликий» и «обаяющий».

Черноруд – неофициальное название населенного пункта, по своей топонимике тоже неоднозначно. Кто-то уверен, что это слово, образованное от сочетания «черная руда», не имеет к русскому языку никакого отношения. Когда-то, согласно преданиям, здесь жили буряты рода «шоно» (волк). Затем наименование из шонорода исказили в шернород и чернород, а после в черноруд. По другой версии, название населенного пункта напрямую связано с добычей руды. Издавна здешние поселения и стоянки представляли собой стойбища плавильщиков и кузнецов. Местные мастера славились своим «сыродувным» железом, из которого изготовляли множество бытовых предметов, конскую упряжь, наконечники для стрел, кинжалы и прочие необходимые предметы труда и вооружения. Плавка железа производилась в небольших глинобитных горнах либо в плавильных ямах. Говорят, что древний ольхонский металл по своему качеству ничуть не уступал западноевропейским аналогам.

В 1859 году здесь открылось первое церковно-приходское училище для инородцев. Обучение тогда велось всего год по четырем предметам: математика, Закон Божий, чтение и письмо. Ребятишек, не знающих русский язык, родители отправляли в школу сначала неохотно. Но начиная с 30-х годов XX столетия, люди стали переезжать в Шара-Тогот со всех ближайших местностей, именно из-за того, что только здесь работала школа, и у детей была возможность получить образование.

 

Кузница звезд

Советское время сегодня многие шаратоготцы вспоминают с ностальгией. В чабанских отарах тогда насчитывалось около 10 тыс. овец. Каждая из 21 рыболовецкой бригады добывала на Малом море по 12–15 тонн омуля. Жители держали большие подсобные хозяйства. Первое серьезное потрясение экономического характера пришлось на 90-е, безработные, безденежные, полные правонарушений и преступлений годы, когда развалились совхозы, рухнул налаженный годами, обустроенный уклад. Однако в начале нового тысячелетия люди приспособились к жизни в новом демократическом строе. Стали возводиться дома, ремонтироваться клубы и библиотеки, строиться фельдшерские пункты и водонапорные башни. В Шара-Тоготе открылась вторая группа детского сада «Угры», дом бытового обслуживания, были построены новый ФАП и первый в Ольхонском районе спортивный комплекс. Строительство ФОКа именно в этом селе было выбрано неслучайно, ведь Шара-Тогот – настоящая кузница спортивных звезд во всем Прибайкалье. Отсюда вышли десять мастеров спорта международного класса, включая первого чемпиона России среди бурят по вольной борьбе, мастера спорта СССР Михаила Елбаскина, заслуженного мастера спорта, победителя Сурдолимпийских игр по вольной борьбе Григория Кожевникова и мастера международного класса, чемпионки России и мира по хоккею с мячом среди юниоров Вероники Бурлаевой.

Начала набирать мощь после развала и животноводческая отрасль. Глава КФХ Александр Елбаскин первым в Иркутской области стал разводить яков и калмыцкий скот. Александр Бурлов возродил овцеводство, занялся разведением симменталов и герефордов. В 2014 году фермер получил областной грант на создание цеха по мясопереработке и приступил к обустройству цеха по переработке молочной продукции.

 

Правовой коллапс

«Гром грянул» три года назад, после того как начали применяться нормативы, предусмотренные постановлением правительства № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории».

С тех пор нам запрещают не только строить, но и умирать, – с горечью констатирует сегодняшнее положение глава Шара-Тоготского МО Михаил Нагуслаев. – Под запретом вылов рыбы, выпас скота, сбор дикоросов, даже захоронения, ведь наши кладбища, как оказалось, тоже влияют на экологию.

В прошлом году, жалуется Михаил Трофимович, решением прокуратуры их школу признали аварийной. И это неудивительно, ведь основное здание, где обучаются дети, – дом, переданный 160 лет назад под Ольхонское приходское училище. Чтобы не прерывать учебный процесс, местные власти помещение подлатали, установив в холле подпорки. Работу разрешили продлить на три года, но будет ли в течение этого времени решен вопрос со строительством нового здания – пока неизвестно.

Обещание о постройке новой школы нам было дано еще прежним губернатором, – говорит сельский руководитель. – Мы затратили средства, подготовили проектно-сметную документацию на строительство школы-детского сада на 80 мест, но район до сих пор так и не может ее защитить – требования то и дело меняются. К тому же теперь для любого строительства в нашей территории необходима экологическая экспертиза.

Сегодня в МО остро строит вопрос не только по школе. Нуждается в капитальном ремонте здание детского сада и клуба. Требуется обновление системы водоотведения. Но чтобы отсыпать те же дороги, песчано-гравийную смесь брать в своей территории закон строго запрещает, а везти ее из соседнего Баяндаевского района – не на чем и не на что. Для обустройства системы канализации и вовсе, говорит глава местной администрации, необходимо заключение гидрологов и геологов, привлечь которых к работе – задача не муниципальных властей.

Пока хоть как-то решать первоочередные проблемы муниципалитету помогает проект «Народные инициативы». На деньги, полученные благодаря ему, в селах Шара-Тогот, Сахюрта и Сарма оборудованы три детские игровые площадки, приобретена оргтехника для клубов и библиотек, установлено паровое отопление в досуговом центре села Сахюрта, обшит сайдингом и утеплен клуб в Шара-Тоготе. К 75-летию Победы ремонтируется обелиск участникам Великой Отечественной войны. Еще одна радостная новость нынешнего года – проведение текущего ремонта в Шара-Тоготском учреждении культуры, на который областная казна выделила около 280 тыс. рублей.

Конечно, все перечисленные выше достижения кажутся мелкими и незначительными, ведь главные проблемы на протяжении нескольких последних лет так и остаются нерешенными, – констатирует Михаил Нагуслаев. – Без согласования на федеральном уровне правовых противоречий, из-за которых вся территория Ольхонского района оказалась в экономическом коллапсе, будущего у маломорских населенных пунктов не будет. Как показывает сегодняшняя действительность, отдыхать тут хорошо только туристам, а нам, местным, приходится выживать.

 

Надежда умирает последней

Шара-Тоготская школа является муниципальной районной площадкой по сохранению культурного наследия. Как рассказала ее директор Зоя Баендуева, со второго класса здесь ведется обучение бурятскому языку, организован кружок декоративно-прикладного творчества по изготовлению сувениров из валеной шерсти, работают секции по вольной бурятской борьбе и стрельбе из лука. Поскольку школа сельская – есть свое небольшое подсобное хозяйство. Помимо традиционного картофельного поля и овощных грядок, ребятишки осваивают основы животноводства. Ухаживают за пятью коровами, заготавливают для них сено, учатся доить.

– В школьную столовую для удешевления питания мы можем поставлять не только собственноручно выращенные картофель и овощи, а молоко и мясо, но по требованиям СанПиНа эту продукцию не разрешается использовать, – жалуется директор. – Еще одна проблема – молодые кадры. Поскольку строительство в центральной экологической зоне запрещено, они от нас уезжают. В прошлом году из поселка уехал преподаватель географии Евгений Маланов. Кроме географии он вел уроки ОБЖ и секцию волейбола. В следующем году собирается нас покинуть учитель английского языка Виктория Павлова. Она местная жительница, закончила пединститут, вернулась к родителям, а теперь собралась замуж. Жить с отцом-матерью молодые не захотели, а свободных квартир или домов у нас в наличии нет. Строительство новых – под запретом. Какая у молодых перспектива? Еще нам срочно требуется преподаватель математики, но пригласить специалиста мы не можем: кто к нам поедет, когда жить негде!

Два года назад в Шара-Тоготе открыли филиал Еланцинской музыкальной школы. Преподавать игру на аккордеоне взялась профессиональный музработник Любовь Бухарова. Известие об этом вызвало в селе настоящий ажиотаж. Сразу 18 ребят в возрасте от шести до 13 лет изъявили желание освоить инструмент и выучить нотную грамоту. Интерес понятен, ведь ранее основам музыкальной грамотности профессионалы в Черноруде не обучали. Но спустя некоторое время педагог уехала из Ольхонского района в Иркутск, и теперь для села вновь ищут преподавателя музыки.

Директор местного клуба Галина Тыхеева похвалилась вокальным ансамблем пенсионеров «Байкалочка», кружком «Очумелые ручки» и рассказала о достижениях детского вокально-хореографического коллектива «Вдохновение», который является неоднократным победителем районных и областных творческих конкурсов. Ребятишки охотно разучивают бурятские песни и танцы и даже разыгрывают небольшие театрализованные композиции к национальным бурятским праздникам Сагаалган и Сур-Харбан.

– Конечно, мы всеми силами стараемся организовать досуг наших селян, – поясняет Галина Андреевна, – но, к сожалению, не все зависит только от нас. Люди хотели бы приходить в современный красивый клуб, но для этого его нужно или капитально отремонтировать, или построить новый, а не довольствоваться косметическими полумерами, как это происходит сейчас.

Между тем у шаратоготцев множество планов, связанных с будущим малой родины. И первым пунктом в них значится развитие экологического туризма. Для этого в селе намереваются создать музей кузнечного искусства ольхонских бурят, которым издавна славился Шара-Тогот, обновить и расширить экспозицию краеведческого музея, начать разведение канадских бизонов, а также организовать торговлю переработанной сельхозпродукцией. Люди уверены: задуманное непременно сбудется. Все предыдущие столетия их предки жили надеждой на лучшую долю байкальской земли. Не собираются расставаться с ней и сейчас.