16.10.2019 12:12
Рубрики
Общество
16.10.2019 12:12

Понятный бюджет: Как с помощью открыток рассказать о государственном долге?

Зачем нужны налоги, почему у бюджета появляется долг, кто решает, на что пойдут деньги из казны? Чтобы ответить на популярные вопросы простым языком, современные финансисты обращаются к играм, сказкам и открыткам. Пять проектов из Иркутской области стали призерами федерального конкурса «Бюджет для граждан».

 

Сказки о деньгах

Ежегодно Финансовый университет при правительстве РФ совместно с Минфином России проводит конкурс проектов «Бюджет для граждан». Он призван сделать федеральный, региональные и местные бюджеты более понятными для граждан. В этом году на него было зарегистрировано 265 заявок от физических и юридических лиц из 32 регионов. Участники конкурса рассказывали о бюджете в стихах, сочиняли сказки, придумывали игры, связанные с бюджетным процессом.

Регионы могут проводить свои конкурсы как своеобразные этапы федерального, – рассказывает министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. – В 2019 году в шестой раз подряд мы провели такой конкурс проектов. А еще впервые сами решили выступить в качестве участника федерального этапа. Идея оказалась удачной – взяли два призовых места: второе в номинации «Лучшее event-мероприятие» по проекту «Бюджет для граждан» и третье в номинации «Современные формы визуализации бюджета для граждан».

Кроме минфина призерами федерального конкурса стали авторы еще трех проектов из Иркутской области.

Проекты-призеры конкурса размещены на сайте Финансового университета, доступ к которому имеет любой гражданин, – поясняет Наталия Бояринова. – Материалы могут использоваться в различных целях. К примеру, сказки, стихи, игры, связанные с бюджетом, будут полезны для сферы образования, причем как для школьников и студентов, так и для детей младшего возраста. Такие проекты, как бюджетные календари, пригодятся финансовым работникам, а брошюры по бюджету – всем гражданам, желающим в более доступной и понятной форме узнать о бюджетах регионов или муниципальных образований.

 

Квест «Сформируй бюджет»

Лучшим проектом в номинации «Бюджетный квест» была признана деловая игра «Основано на реальных событиях: бюджет». Автор идеи – братчанин Артем Токарев. Игра моделирует ситуацию рассмотрения и утверждения регионального бюджета парламентом: участникам необходимо проанализировать предложенный вариант проекта бюджета, внести правки в соответствии со своими командными целями, и в ходе дискуссий общим голосованием принять итоговую версию бюджета. Все процессы и действия взяты из окружающего финансового мира, поэтому в названии игры и сказано: «Основано на реальных событиях».

– Апробация игры прошла на областной студенческой олимпиаде «Финансовая грамотность». Участники рассматривали проект бюджета на 2018 год и решали, какие проекты, по мнению молодежи, нужны региону в первую очередь, – рассказывает Артем Токарев. – Студенты оказались в новой для себя роли депутатов Заксобрания Иркутской области. Но никто не жаловался на легкость заданий или наоборот – излишнюю сложность. Все понимали, что это реальные задачи, которые решают представители власти, но вряд ли они до этого осознавали, что принятие бюджета – это столкновение одних интересов во благо общества с другими интересами во благо общества. И в этом тоже была задача: научить молодежь мыслить и анализировать информацию о бюджете, понимать, что скрывается за теми или иными решениями органов власти.

 

Сколько я плачу и что получаю?

Второе место как лучшее event-мероприятие получили открытые лекции «Бюджет: сколько я плачу и что получаю». Весной этого года проект прошел в регионе в третий раз, его организаторами выступили министерство финансов области совместно с Байкальским государственным университетом.

Открытые лекции по финансовой грамотности вели преподаватели БГУ, а также специалисты Инспекции Федеральной налоговой службы и Управления Роспотребнадзора. Эксперты рассказывали о правилах управления личными и общественным финансами, основах налогообложения и защиты прав граждан как потребителей финансовых услуг.

На лекциях слушателей познакомили со структурой бюджетной системы РФ, формированием доходной части бюджета, видами и размерами платежей граждан в бюджеты разного уровня, возможностями участия граждан в бюджетном процессе, рассказали об особенностях регионального и местного бюджетов, – пояснили авторы. – Основной задачей здесь было показать прямую связь отдельных категорий населения с бюджетами разных уровней: куда идут уплаченные налоги и откуда приходят социальные выплаты.

 

Путеводители по местным финансам

В номинации «Лучший проект местного бюджета для граждан» второе место занял «Путеводитель по бюджету Братска на 2019–2021 годы» комитета финансов администрации города. В брошюре можно найти объяснение основных финансовых терминов и процессов, бюджет города на год, информацию о налоговых и неналоговых доходах муниципалитета и другие данные в наглядных схемах, картинках и таблицах. Кстати, это уже пятый путеводитель по муниципальным финансам, который выпускает администрация Братска.

С 2014 года мы стараемся открыть бюджетную информацию для граждан своего города и заинтересовать в обсуждении бюджетных решений, – рассказали в комитете финансов администрации Братска. – Городской бюджет и бюджетный процесс – нужная, но специфическая тема для жителя. Требуется обработка, анализ больших массивов информации и знание финансовых терминов.

Третье место в этой же номинации получил проект Департамента финансов комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска.

Наш проект – это электронная брошюра, в которой представлены основные сведения о параметрах бюджета Иркутска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и условиях его формирования. Тут собрана информация о муниципальных программах города и непрограммных направлениях деятельности, а также сведения об общественно значимых проектах, реализуемых в Иркутске, способы и формы участия граждан в бюджетном процессе, в том числе в рамках инициативного бюджетирования. Также раскрываются основные понятия, используемые в брошюре, чтобы информация была доступна неподготовленным пользователям.

Здесь можно узнать, каковы доходы города, какие важные для горожан объекты планируется построить, какие социальные проекты реализуются за счет бюджета и в решении каких вопросов могут поучаствовать сами жители. В Иркутске брошюры «Бюджет для граждан» разрабатываются ежегодно, познакомиться с ними можно на портале городской администрации в разделе «Городская власть / муниципальные финансы».

 

Искусство составления бюджета

Третье место в номинации «Современные формы визуализации бюджета для граждан» заняла серия открыток «Бюджет как искусство». На них – произведения живописи разных эпох и направлений, от лубочных картинок до работ Моне и Кандинского, а в подписях к ним – цифры и комментарии по параметрам бюджета Иркутской области, доходам, налогам и объему долга.

 

Ключевой задачей была разработка нетривиального формата для популяризации бюджетных данных, – рассказывает автор проекта, ведущий советник отдела развития бюджетных технологий министерства финансов области Алина Татарникова. – И мы решили привлечь внимание зрителя за счет сопоставления, казалось бы, несопоставимых явлений – предметов живописи и, как принято считать, «сухих цифр» бюджета. С другой стороны, в проект заложен и определенный глубокий смысл, скрытый в самом названии «Бюджет как искусство». И мы как бы говорим о том, что составление и исполнение бюджета, особенно для непосредственно участвующих в этом процессе финансистов, это настоящее искусство! Искусство сведения и распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Главной идеей при подборе картин было метафоричное созвучие названия или изображения с приводимыми на открытке цифрами и терминами. Например, мы решили представить данные о государственном долге Иркутской области на фоне картины Геррита Доу «Ростовщик» 1664 года.

Пока открытки о бюджете существуют только в электронном виде (на сайте «Открытый бюджет Иркутской области» openbudget.gfu.ru). Но, возможно, после такой высокой оценки идеи федеральными экспертами они будут изданы для широкой аудитории.