Магия цирка в музыкальном театре

«Как можно цирка не любить?» – гласит одна из песен оперетты «Принцесса цирка» на музыку Имре Кальмана. «Как можно не любить оперетту?» – наверняка скажете вы, если увидите этот спектакль в постановке лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулова и дирижера Виктора Олина в Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Если вы поклонник этого жанра или наоборот – почему-то его недолюбливаете, обязательно посмотрите спектакль, ведь все лучшее, что есть в оперетте, авторам и артистам удалось воплотить в этой постановке.

«Принцесса цирка» – это музыка на века, и в этом спектакле мы не стремились к каким-то новациям, самое главное для нас – сохранить неприкосновенность партитуры, – отметил режиссер Гали Абайдулов. – В спектакле есть классический любовный треугольник, развитие которого мы наблюдаем в цирке – месте, которое связано с волшебством, магией и клоунадой. В то же время нам хотелось усилить человеческую драму героев, и мы старались сделать все, чтобы зрители сопереживали персонажам. На мой взгляд, нам удалось добиться главного – наши артисты, исполняя арии, стали интонировать, привнося в один и тот же текст разные смыслы. Благодаря этому они чувствуют себя комфортно, и им есть что проживать на сцене.

«Принцесса цирка» получилась одинаково хорошей с точки зрения звука и визуального ряда. Если закрыть глаза, можно слушать оперетту, будто она записана на старой советской пластинке, ведь настолько качественное и прочувствованное исполнение до сих пор можно было услышать только в записи. Если закрыть уши, то можно также получить удовольствие от увиденного, ведь с точки зрения визуального искусства спектакль получился очень эстетичным. Художник-постановщик Елена Вершинина из Санкт-Петербурга, создавая сценографию и костюмы, вдохновлялась старинными открытками.

– В нашем спектакле цирк – не настоящий, а игрушечный, под звездным небом на куполе и картонной луной, – рассказала Елена Вершинина. – Мы сделали специальный красный занавес, который обозначил цирковое закулисье, как бы намекая на то, что сцена, арена – это вся наша жизнь. На создание таких декораций меня вдохновили старинные открытки, где все дышит волшебством, ведь наш спектакль не про шоу, а о духовных материях. Думаю, постановка при этом очень современна, ведь в ней идет речь об отношениях между мужчиной и женщиной, а это вечная тема.

Спектакль погружает зрителей в атмосферу Парижа XIX века, весь свет которого увлечен загадочным артистом цирка – мистером Иксом, который всегда выступает в маске. В одном из составов главного героя играет Гейрат Шабанов, уже известный иркутской публике отличными вокальными данными. Однако услышав в его исполнении арию мистера Икса, можно без преувеличения сказать, что артист вышел на новый уровень вокального мастерства. Гейрату Шабанову удалось прочувствовать эмоции своего героя и очень тонко передать их с помощью голоса.

В разных составах роль мистера Икса также исполняют Никита Мещеряков и Виталий Савельев. Главные женские роли в спектакле в разных составах достались актрисам Людмиле Шер и Светлане Щерботкиной, которые составляют достойную партию главным героям. Любовный треугольник в постановке замыкает барон де Кревельяк в исполнении Александра Айдарова и Евгения Алешина.

Украшением спектакля можно, без преувеличения, назвать комический дуэт Каролины (заслуженная артистка России Любовь Полякова) и Пеликана (народный артист России Владимир Яковлев). Сцены с этими персонажами вполне заслуженно срывали самые горячие аплодисменты зала.

– Мы очень долго ждали мастера Гали Абайдулова, чтобы он приехал в Иркутск на постановку, – рассказал главный дирижер театра Владимир Олин. – Я был знаком с этим режиссером давно и очень хотел поработать с ним именно в жанре классической оперетты, которому сейчас не очень везет, ведь Гали Абайдулов – настоящий носитель традиций, который потрясающе слышит музыку, отлично знает партитуру и находит новые краски в классическом спектакле.

Спектакль «Принцесса цирка» действительно получился, в хорошем смысле, традиционным, и в то же время очень современным и наполненным различными смыслами. Каждый зритель наверняка откроет в этой постановке что-то важное для себя.