Родительские чаты: инструкция по выживанию
В начале учебного года зашкаливает активность в родительских чатах. Для чего они нужны и почему нередко становятся источником конфликтов – об этом мы беседуем с преподавателем кафедры социальной работы Иркутского государственного университета Татьяной Гладковой.
Социопаты среди нас
В родительских чатах люди не подбираются специально – общение складывается таким же образом, как в обществе.
– На каждые десять человек один обязательно будет социопатом, человеком, цель которого в общении – испортить всем настроение. Это цель неосознанная, но такой человек обязательно должен привлечь к себе внимание с помощью конфликта, – рассказывает Татьяна Гладкова.
Если в чате 30–40 человек, то три-четыре из них будут теми неадекватными родителями, которые у всех поперек горла. И это, согласно науке, норма. Исключения из правил все же бывают: к примеру, есть специализированные классы, школы, где люди объединяются по одному культурному коду. Сложно представить, что в чате родителей детей, серьезно занимающихся музыкой или живописью, появится хотя бы один социопат. В школьных же чатах, где все собраны по территориальному, часто случайному принципу, социопатов хватает. И здесь удивляться нечему, таково наше общество.
– Еще одна категория родителей – молчуны, я бы их еще назвала «равнодушные». Это родители, которые просто читают чат, ничего не комментируя. Они в курсе всего, но от них ничего никогда не добьешься. Они создают ощущение разрозненности родительского коллектива, – объясняет эксперт.
Те, кто молчат, часто не имеют своей точки зрения, либо имеют такую, которая никому не нравится. Делятся участники чатов, как и в жизни, на оптимистов, которые активны, задают тон, всегда на позитиве, и пессимистов, которым все не по душе.
– У меня был опыт, когда в 9 классе мы готовились к выпускному. Родители разделились на тех, кто что-то делал, и тех, кто постоянно все критиковал, ничего не предлагая взамен. Эти люди не способны ничего организовать, не способны радоваться жизни, рационально воспринимать критику, – считает Татьяна Гладкова.
Один из способов противодействия таким участникам чата – вежливо и спокойно переложить ответственность на несогласного человека.
– Я и несколько родителей предлагали на выпускной ресторан и прогулку на корабле, другие выступали за отдых в лесу и шашлыки. Мы согласились с условием, что предлагающие организовывают стол, а мы отвечаем за развлекательную программу. В ответ тишина. Люди очень быстро находят причины, чтобы не брать ответственность на себя, – продолжает эксперт.
На работе неприятности, проблемы в семье? Не в силах их решить, такие люди самоутверждаются в чате за счет неуважительного отношения к тем, кто находится в этой группе.
В чате должны быть табу
Цели любого чата – обсуждение общих рабочих вопросов. Это все понимают, но ведут себя в этом сообществе по-разному.
– Для чата должны быть такие же правила, которые есть в реальной жизни. Представим, что мы сидим за одним столом. Как мы поступаем? Во-первых, важно говорить по очереди, дождаться пока одна ветка обсуждения закончится, потом начинать другую. Во-вторых, нельзя в чате переходить на личности, если у вас есть что сказать человеку, напишите ему лично. А ругаться друг с другом в общем чате неправильно. Поспорьте в личных сообщениях, в общем чате напишите, что пришли или не пришли к единому мнению. Это будет по-взрослому. В-третьих, по спорным вопросам нужно голосовать. Ничего нового здесь пока не придумано, – советует Татьяна Гладкова. – Достаточно поставить «+» или «–», не объясняя почему. Ведь часто обсуждение бывает ради обсуждения. Это абсолютно не конструктивно, не нужно засорять чат.
Но большую часть сора, особенно когда дети в младших классах, оставляют родители, обсуждая домашнее задание детей.
– Я категорически против совместного выполнения уроков. Пока дети маленькие, можете побыть рядом. Когда уроки сделаны, похвалите. У детей постарше есть свои чаты, где они сами могут спросить, что задали. Домашнее задание в родительских чатах – лишение детей самостоятельности и ответственности.
Советы от образовательного портала «Мел»
Что никогда нельзя делать в родительском чате
1. Делиться своими сомнениями и размышлениями
2. Шутить (глупо, много, даже остроумно)
3. Поправлять человека, который задал уточняющий вопрос или сделал ошибку
4. Помогать людям принять верное решение
5. Использовать визуальную экспрессию
6. Выкладывать длинные видео с праздников
7. Отправлять голосовые сообщения
Комментарии:
Председатель областного родительского собрания, директор школы № 36 Ангарска Александра НАВАРЕНКО:
– У меня к родительским чатам двоякое отношение. С одной стороны, эта форма коммуникации очень удобная. В родительских чатах, в которых присутствует классный руководитель, удобно быстро обмениваться информацией о мероприятиях, изменении в расписании и т.д.
С другой стороны, смущает, что родители часто не обладают культурой общения, не придерживаются каких-то правил, делового языка. Именно поэтому чаты чаще всего своей функции информирования в полной мере не выполняют, там много ссор, непроверенной информации. Родителям, как и детям, кажется, что, когда они пишут в сети, это их защищает от публичности, что можно высказываться как угодно. Они не несут ответственности за каждое случайно сказанное слово. Наверное, потихоньку мы приучимся отвечать не только за сказанное, но и написанное слово. Должно пройти какое-то время, чтобы в интернете выработались правила поведения.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана СЕМЕНОВА:
– Одна из функций, которую выполняют родительские чаты, – сбор средств. Сами родители в родительских чатах порой ведут очень активную борьбу с теми, кто, по их мнению, никогда не сдает деньги на нужды класса. То, что пишется в чатах, это страшно. Это реальная конфронтация. Она, может быть, существовала и раньше, были конфликты на самих родительских собраниях, сейчас же проще писать друг другу гадости в мессенджерах. Это, конечно, вопрос уровня воспитания человека.