10.07.2019 16:27
Фото
из открытых электронных источников
Фото:
из открытых электронных источников
10.07.2019 16:27

Дело Копылова: В паутине Байкальской правовой аномалии

В Иркутской области общественность продолжает борьбу за пересмотр так называемого «дела Копылова», экс-мэра Ольхонского района, которого 13 июня Эхирит-Булагатский районный суд приговорил к трем годам лишения свободы за строительство дороги Баяндай – Еланцы – Хужир. Вот уже почти месяц в поддержку чиновника проходят автопробеги, пикеты и митинги, развернута кампания в социальных сетях. Общественники считают, что «дело Копылова» это опасный прецедент, поскольку неопределенность нормативного регулирования на территории, прилегающей к озеру Байкал, неизбежно будет порождать новые конфликты между населением, местными властями и правоохранительными органами.

Три года тюрьмы за беспозвоночных

Администрация Иркутска согласовала проведение пикета в поддержку бывшего мэра Ольхонского района Сергея Копылова. 10 июля на площади 50-летия Октября любой желающий сможет поделиться аргументами в его защиту. Ранее активисты провели автопробег и молебен в поддержку своего земляка. Более 80 машин проехали 100 километров от границы Ольхонского и Баяндаевского районов до паромной переправы на остров Ольхон. В акции приняли участие около 150 человек.

Предприниматель Сергей Перевозников на своей странице в соцсетях кратко изложил суть вопроса: «Для нужд строительства дороги Копылов выделил земельный участок в аренду под камнедробилку в границах населенного пункта Кутул. Именно по данному факту ему было предъявлено обвинение. Экспертиза показала, что разработка участка нанесла некий ущерб природе. А именно: поврежден грунт, уничтожены травянистый покров и подстилка, почвенные беспозвоночные и растительность. Общий размер вреда насчитали на 26 млн рублей. Суд не принял во внимание, что до строительства дороги многие колесили по Тажеранской степи, убивая животных и растения. И никто не считал, какой ущерб природе наносился каждым проезжающим. Более того, аварийность и смертность на этой дороге была чудовищная».

Предприниматель напомнил, что в 2017 году президент России Владимир Путин во время прямой линии дал поручение построить дорогу на Ольхоне. Она является продолжением той, за строительство которой страдает Копылов. Почему его приговорили к трем годам колонии? Ответ кроется в выдержке из приговора судьи Эхирит-Булагатского районного суда: «Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании в 1986 году постановлением совета министров РСФСР от 13.02.1986 года № 71, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. При этом наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка как о зоне с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о том, что данные границы не установлены».

Получается, что поручение президента о строительстве дороги на Ольхон в существующих реалиях заведомо невыполнимо. Любой, кто попытается его исполнить, прямиком попадет в тюрьму.

– Напомню, что прокуратура в одном только Ольхонском районе возбудила более 60 дел и уже снесла несколько турбаз по причине размещения строений на территории Прибайкальского национального парка с неутвержденными границами. Получается, любой житель на берегах Байкала – преступник, с отложенным и внезапным применением штрафа или срока, – поделился своим мнением Сергей Перевозников.

Волна народного протеста

5 июля жители Еланцов вышли на митинг в защиту когда-то избранного народного мэра Ольхонского района. В акции приняло участие около 300 человек. Люди вспоминали, сколько добрых дел успел сделать Копылов: в их числе новая районная больница, спортивные комплексы, детский сад, жилье для сирот и т.д.

Муж мне говорил: я докажу, что это не нацпарк, там двести лет жили люди. Последние два года он был в архивах в Улан-Удэ, в Новосибирске. Вплоть до норм внесения селитры на поля Кутула в 1956 году и так далее, – сообщила участникам митинга Наталья Копылова, супруга экс-мэра Ольхонского района. Журналистам она показала письма мужа из тюрьмы, в которых он вместо «слезливых историй» пишет ей, как можно решить те или иные проблемы Ольхонского района и Байкала, куда и к кому обратиться.

Прямо во время митинга жители подписывали петицию в Иркутский областной суд. Главный посыл – отменить несправедливый приговор.

– Это является внепроцессуальным обращением, подчеркивает значимость тех решений, которые будут принимать судьи апелляционной инстанции. Чтобы они понимали, что не просто оставляют в тюрьме мэра, a составляют без своего народного избранника большую группу людей, – прокомментировал сбор подписей Дмитрий Дмитриев, адвокат Копылова.

Кроме того, участники митинга приняли резолюцию против расширения территории Прибайкальского национального парка. Свою позицию протестующие выразили на плакатах: «Мы не звери! Зачем нас в нацпарк?», «Беспозвоночных защищает прокуратура! Кто защитит людей?», «Байкальская правовая аномалия. Дело Копылова. Защита гражданских прав». Участники митинга убеждены, что в лице земляка они защищают свое право на жизнь на берегу священного озера. Резолюцию планируют направить председателю правительства России Дмитрию Медведеву.

С трибуны Госдумы

О Байкальской правовой аномалии с трибуны российского парламента говорили и депутаты Государственной думы, представляющие интересы жителей Иркутской области, – Михаил Щапов и Сергей Тен.

Действующее нормативно-правовое регулирование не дает жить людям на территориях Прибайкальского национального парка. Здесь нельзя вести никакой деятельности, и поэтому почти 100 тысяч человек, в случае утверждения новых границ нацпарка, окончательно будут поставлены на грань выживания. Их просто выдавливают с берегов Байкала, не давая ни компенсации, ни права выбора. Ситуация дошла до того, что буквально на днях был осужден бывший глава Ольхонского района Копылов на три года колонии за то, что выделил участок земли для строительства дороги. Считаю, что мы должны немедленно заняться вопросом о полном аудите и исправлении законодательства, касающегося регулирования деятельности на Байкале, – заявил Михаил Щапов.

Его коллега Сергей Тен предложил провести парламентские слушания по Байкалу в осеннюю сессию этого года. Депутат считает, что необходимо собрать экологов, представителей территорий, муниципалитетов, регионов, правоохранительных органов, предприятий, которые работают на Байкальской природной территории (БПТ). По его мнению, «сохранить Байкал из Москвы невозможно», это могут сделать те, кто проживает на его берегу. Парламентарий считает, что в отношении Байкала сегодня со стороны Минприроды много формального подхода. Одной из актуальных проблем является вопрос уточнения перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне БПТ.

– Неопределенность нормативного регулирования ведет к различным конфликтам между населением, местными властями и правоохранительными органами, – подчеркнул парламентарий. «Дело Копылова» – яркий тому пример.

Посадил картошку – загремел в тюрьму

Интеллектуальный деловой клуб «Байкальские стратегии» на дискуссионных площадках ведет поиск решений по выходу из Байкальской правовой аномалии, привлекая к участию различных экспертов. Открывая публичные слушания, представитель клуба Владимир Ковалев напомнил, что общество имеет право на оценку действий всех ветвей власти:

– В любом демократическом государстве у граждан есть право контроля деятельности власти. Он выражается в разных формах. То, чем мы сегодня занимаемся, это форма общественного мониторинга деятельности не только судебной власти, но и надзорных, правоохранительных органов.

Председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, эксперт регионального штаба ОНФ Марина Григорьева обратила внимание общественности, что границы Прибайкальского национального парка не определены до сих пор.

Нацпарк создан в 1986 году и включал в себя 307 тысяч га земли лесного фонда и 112 тысяч га земель сельхозназначения. Тогда же, по постановлению Совета министров, было предписано установить границы сельхозземель. Прошло больше 30 лет, а этого так и не произошло, – отметила Марина Григорьева.

Кроме того, по ее словам, в настоящее время нет определенности по категориям, к которым относятся те или иные земельные участки, хотя от этого напрямую зависит их использование. Эксперт подчеркнула, что по нынешним законам жителям Ольхонского района даже не везде можно заниматься садоводством и огородничеством, поскольку это предполагает возделывание верхнего слоя почвы. А его повреждения могут привести к уголовным делам, как это уже видно на примере «дела Копылова».

Если мы не сможем законодательно закрепить создание инфраструктуры на территории нацпарка, то делать там нечего ни бизнесу, ни людям, которые там живут, – заключила Марина Григорьева.

В ходе дискуссий участники общественных слушаний обсудили проект постановления правительства РФ о расширении границ Прибайкальского национального парка. Эксперты сошлись во мнении, что данный документ только увеличит и так немалый клубок проблем, возникших из-за несовершенства законодательства об охране Байкала, который общественники назвали «байкальской правовой аномалией».

– В границы парка вошли 70 населенных пунктов с численностью жителей более 140 тысяч человек, чьи права будут нарушены в случае принятия постановления в такой форме, – подчеркнула Галина Кузняная, председатель клуба «Байкальские стратегии».

Изменения границ нацпарка спровоцируют серьезную правовую коллизию, убеждена предприниматель Ирина Дорофеева: «Любая хозяйственная деятельность на землях, введенных в нацпарк, невозможна. Вырыть септик, проложить инженерные коммуникации, даже вскопать огород – это значит нарушить почвенный покров. Даже за то, что человек просто посадит картошку, ему может грозить уголовное наказание».

«Верим, что победим!»

Пока проект постановления об изменении границ нацпарка не нашел общественной поддержки, и его сняли с обсуждения. Но это обстоятельство мало утешает жителей побережья Байкала. Неопределенность статуса земли и режимов ее использования не дает людям покоя.

Участниками клуба «Байкальские стратегии» озвучена принципиальная позиция, что границы обязательно нужно устанавливать, и в самое ближайшее время, но этому должно предшествовать прояснение ситуации с правообладателями и пользователями земельных участков на данной территории, определение целевого назначения, ограничений и режимов землепользования в соответствии с действующим законодательством.

В случае если принимаемые решения будут каким-то образом ущемлять или ограничивать права собственников и землепользователей, с ними должны быть достигнуты договоренности по компенсационным механизмам, направленным на защиту прав и законных интересов граждан.

Дело бывшего мэра Ольхонского района напрямую связано с фактором Байкальской правовой аномалии. Если не найти законодательного решения этой коллизии, то уголовному преследованию могут подвергнуться другие люди.

Близкие и сторонники Сергея Копылова намерены обжаловать решение Эхирит-Булагатского районного суда, в случае необходимости полны решимости дойти до Верховного суда. Наталье Копыловой разрешают свидания с мужем, например, в июне она видела его два раза.

– Муж держится хорошо, просит за него не переживать. Говорит, представь, что я в армию пошел. Я ему вкратце рассказала о нашей борьбе. Масштабов, конечно, он не представляет. Но поддержка земляков для него очень важна. Смотрю – у него в глазах огонь появился! Верит он до сих пор, что докажет свою невиновность! – поделилась Наталья Копылова. И она верит в победу. А как иначе, когда в одиночку надо растить троих детей.