Антитеррор для школ и вузов

Органы местного самоуправления зачастую не имеют достаточно средств, чтобы обеспечить надлежащую антитеррористическую защиту образовательных учреждений. Для решения проблемы необходимо принять специальную региональную программу. На этом настаивает прокуратура Иркутской области.

Она провела проверку соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в школах, детских садах, техникумах, колледжах, училищах, вузах и учреждениях дополнительного образования. В итоге, только за 2018 год прокуроры выявили более 1,5 тыс. нарушений, о чем проинформировали власти региона.

– В основном обязанности охранников в школах выполняют вахтеры, дежурные работники, а в Качугском районе эти функции были возложены на уборщиц, которые фактически их выполнять не могут, – комментирует старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области Наталия Савина. – В ночное время охрана осуществляется сторожами. Все указанные лица не имеют специальной подготовки, не обладают необходимыми навыками и средствами, чтобы противостоять несанкционированному вторжению. Следствием этого является ненадлежащий контрольно-пропускной режим.

Зачастую проверяющие свободно заходили и перемещались по территории, по зданиям, никем не остановленные. В частности, это относится к Аларскому, Баяндаевскому, Казачинско-Ленскому, Качугскому, Осинскому районам, городам Усолье-Сибирское и Усть-Кут. В 11 образовательных учреждениях Тулуна и в специальной (коррекционной) школе поселка Усть-Уды пропускной режим не был организован вовсе.

В то же время, в результате применения мер прокурорского реагирования, данная проблема начала решаться. Так, например, в городском бюджете в этом году предусмотрены средства на оплату услуг ЧОП в школах и учреждениях допобразования. Такое решение принято после рассмотрения представления прокуратуры Иркутска в адрес мэрии по итогам прошлогодней проверки.

Практически все образовательные организации провели так называемое категорирование объектов, разработали и утвердили паспорта безопасности. Однако и здесь без нарушений не обошлось. Так, техникуму Саянска вместо второй категории опасности установили третью. А в одной из школ Усольского района подсчитали, что в случае возможного теракта там может пострадать лишь один человек, хотя учеников насчитывается около 350.

В Братске, Усолье-Сибирском, Аларском, Осинском и некоторых других районах паспорта безопасности не соответствовали современным требованиям законодательства.

В ряде учреждений дополнительного образования детей Заларинского района, в некоторых детсадах Иркутска такие паспорта отсутствовали. Подобные нарушения выявлены также при проверке некоторых вузов, расположенных в областном центре, – продолжает Наталья Савина.

Несмотря на то что во многих школах, детсадах, колледжах, техникумах, вузах установлены видеокамеры, проблема обеспечения системами видеонаблюдения пока полностью не решена. К примеру, недостаточно оснащены этими системами учебные учреждения Тулунского и Заларинского районов. В ряде случаев изображение с камер не передавалось на монитор, либо сами камеры не были установлены по периметру территорий или попросту не работали. Нередко видеозаписи сохранялись меньше месяца, порой всего три дня, что не соответствует требованиям.

Кнопки тревожной сигнализации имелись только в организациях, расположенных в городских и районных центрах. Это связано с тем, что села удалены от пунктов охраны.

Также прокурорами установлено, что не во всех образовательных организациях на стендах размещены наглядные пособия, памятки с информацией о порядке действий в случае возникновения угрозы при обнаружении подозрительных предметов. Не каждый руководитель организовал проведение учений, тренировок и инструктажа среди работников и обучающихся. Не везде назначены лица, ответственные за проведение работы по антитеррористической защищенности. В отдельных территориях у проверяющих возникали вопросы и к регулярности учений.

Данные прокурорские проверки не могли не затронуть вопросы противопожарной безопасности школ и других образовательных организаций. Совместно с сотрудниками госпожнадзора прокуроры устанавливали отсутствие автоматических пожарных сигнализаций и систем оповещения и управления эвакуаций людей при пожарах. Среди других нарушений: неисправность источников внутреннего противопожарного водопровода; блокирование эвакуационных дверей; захламление, загромождение мебелью путей эвакуации; несоответствие этих путей и лестничных площадок установленным требованиям и др. Где-то, как, например, в учреждениях Нижнеудинского района использовались электрообогревательные приборы без защиты, или, как в одном иркутском техникуме, прямо на путях эвакуации по факту располагался учебный кабинет. А в сельских школах порой выявлялись даже трещины в печах.