Любовь в чистом виде

В Иркутском драмтеатре поставили спектакль «Земля Эльзы»

Что такое любовь между мужчиной и женщиной? И что от нее останется, если отсечь страсть, присущую молодости, и привычку жить вместе? Над этими вопросами режиссер Дмитрий Акимов размышляет вместе с артистами Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова в новом спектакле «Земля Эльзы».

На камерной сцене трагикомедия драматурга Ярославы Пулинович обросла интересными параллелями и обнаружила новые глубины смысла. В ней появились фрески певца эпохи Возрождения – Джотто, сцены из трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», песни из кинофильмов сербского режиссера Эмира Кустурицы и не только.

–Я пересмотрел все фильмы Эмира Кустурицы и понял, что в них именно та атмосфера, которая может очень хорошо дополнить драматургический материал Ярославы Пулинович, – рассказал Дмитрий Акимов. – Потом мы вместе с артистами придумали усилить в спектакле параллели с «Ромео и Джульеттой». На самом деле все эти образы уже заложены в пьесе драматургом. Там, кстати, возникают и Герда с Каем, которые сажают розы, и вспоминаются «Девчата» с этими носами, которые якобы мешают целоваться.

Спектакль начинается с похорон. Русская немка Эльза Александровна (народная артистка РФ Наталия Королева) в 76 лет становится вдовой. И, казалось бы, она должна горевать, но вместо этого героиня идет в магазин, чтобы купить себе туфли на каблучке. Постепенно зритель понимает, что смерть супруга для нее – скорее освобождение от несчастливой семейной жизни, в которой ее били, унижали и заставляли вкалывать на благо семьи. Судьбоносной для нее оказывается встреча с новым жителем деревни – бывшим учителем географии Василием Игнатьевичем (заслуженный артист РФ Александр Булдаков). И случается чудо – Эльза обретает в нем родственную душу и получает ту заботу и любовь, которую не испытывала никогда в жизни.

– Мне кажется, что так много женщин прожили свою жизнь без любви и счастья, так и не познали себя в этом чувстве, что эти темы хочется поднимать, в том числе и на сцене, чтобы хоть немного это изменить, – отметила Наталия Королева. – Кстати, Ярослава Пулинович говорила в интервью, что взяла историю из жизни. Эта пара до сих пор живет в деревне, все жители буквально заглядывают в окна, чтобы узнать – есть у них секс или нет? Лично меня данная роль встряхнула, и я очень полюбила свою героиню.

И главные герои полюбили друг друга. Пусть их паспортный возраст говорит им о том, что жизнь уже сыграна, оба они вдруг осознают, что молодость – это состояние души, а не количество прожитых лет. Не случайно в спектакле возникают юные дублеры главных героев – Эля (Арина Москвитина) и Вася (Платон Полторако), ведь как говорит Василий Игнатьевич: «Когда мне было пять – это был я. Когда мне было десять – это тоже был я. И в пятнадцать, и в тридцать. А сейчас мне семьдесят два, и это все равно я. А если я – это я и в пять, и в семьдесят два, значит, старости нет». А любовь есть. Лишенная страсти и вожделения, она обнаруживает нечто большее – родство душ, взаимопонимание, сердечное тепло.

– Я задаю себе вопросы: «Что такое любовь? Что остается, если очистить ее от земных страстей?» – размышляет режиссер Дмитрий Акимов. – Поэтому атмосфера спектакля буквально наполнена любовью и бережным отношением друг к другу, ведь вся конструкция очень хрупкая и тонкая. Это очень чистые отношения, которые не завязаны на каких-то фрейдистских моментах. Для меня это любовь в чистом виде.

Однако близкие воспринимают их желание пожениться, продать всю недвижимость и уехать путешествовать по миру как угрозу. Жители деревни тоже сплетничают за спиной. Несмотря на драматизм ситуации, в спектакле все эти моменты смягчены и доведены до комизма. Песни Кустурицы, лирические зарисовки, параллели с «Ромео и Джульеттой» уводят спектакль из бытового плана в метафорическое пространство. Ведь на самом деле, даже если счастье длится недолго, если оно изменило что-то в твоей душе, ты никогда не станешь прежним.

Именно об этом пишет Эльза в своем письме Василию: «Я даже не знаю, как это объяснить. Я стала другой. Раньше я думала только о доме, о делах, а сейчас мне каждый день в голову приходят такие мысли, которые я прежняя не одобрила бы. Например, раньше я часто размышляла о том, кто я – немка, русская или украинка, раз взяла Петину фамилию. И из-за этих мыслей я была нерешительная и всего боялась. А сегодня я поняла, что мне это совершенно все равно. И у меня как будто камень с души свалился. Я поняла, что даже если трижды в день мне будут кричать вслед разные ругательства о моей национальности, это меня нисколько не заденет. Потому что моя земля, она больше всех земель вместе взятых, и она не имеет никакого отношения к вашей географии».

Потому что «Земля Эльзы» – это любовь, которую у нее никто не отнимет. И для нее это утешение свыше. Спектакль имеет двойной финал, с одной стороны, герои так и не смогли пожениться, но они воссоединяются в каком-то другом мире, и там их уже никто и ничто не разлучит.