«Звездный» путь первой станции западного участка БАМа

В 60 км от Усть-Кута, на берегу реки Таюры, в мае 1974 года был основан поселок Звездный – первая станция западного участка Байкало-Амурской магистрали. На прокладку просеки ушло пять месяцев. Первые строители поставили палатки прямо на берегу. Поскольку в мае там еще лежал снег, сначала поселок решили назвать Снежным, потом по названию реки Таюра, но романтичный настрой комсомольцев-первопроходцев и удивительно крупные звезды, сиявшие над тайгой, дали поселку звездное имя.

Счастливое прошлое

Февраль 1974-го. К слиянию рек Ния и Таюра выдвинулся механизированный отряд СМП-266. Семнадцать первопроходцев пробивали зимник к месту будущей станции. Тракторы и бульдозеры продирались сквозь вековую тайгу, преодолевая лесные завалы и трехметровые снежные заносы. В апреле того же года, когда лесная дорога стала непроезжей, на берег Таюры с вертолета высадился десант Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.

В поселке их встречали палатки, установленные квартирьерами. Выбор работы был невелик: либо иди в плотники, либо – в лесорубы. Первым предстояло в кратчайшие сроки обеспечить товарищей жильем понадежнее, чем палатки, вторым поставили задачу очистить от тайги путь к Усть-Куту. Буквально за считанные месяцы сопка, на которой раньше охотники промышляли соболя, стала административным и культурным центром Звездного. Появились жилые вагончики и щитовые дома, школа, пекарня, столовая, клуб… Но сначала рабочим пришлось вырубить на сопке восемь огромных ступеней, чтобы начать стройку. А еще привыкнуть к мошке и гнусу, научиться преодолевать неимоверную усталость.

Впрочем, сами бамовцы то время вспоминают исключительно с теплотой и радостью. Собравшись вместе по случаю приезда журналистов, они принялись рассказывать о прошлом. Смеялись, спорили, перебивая друг друга, стараясь припомнить какой-нибудь забавный или дорогой сердцу случай. Вот и вопрос о названии поселка перерос в настоящую дискуссию.

Сначала его хотели назвать Снежным, потому что здесь снег еще в мае лежал, и потому, что в числе первопроходцев работал Сеня Снежный – приехал с десантом, был в первой группе, которая решала на каком месте поселок ставить. А потом эти же ребята ночью увидели, какие крупные здесь звезды: казалось, руку протяни и дотянешься. Решили назвать Звездным, – говорили одни.

– Поселок назвали из-за того, что в Звездный много знаменитостей приезжало: Дин Рид, Лев Лещенко, Юрий Гуляев, Роберт Рождественский, Римма Казакова, Евгений Жариков с женой… На обед придешь – объявление: сегодня концерт или лекция. Попасть сюда считалось для них за честь. А когда пустили первый поезд, у нас был космонавт Алексей Леонов, – вспоминали другие.

Для всех них Звездный стал общим домом, судьбой, многие нашли здесь любовь, создали семьи, вырастили детей. А приехали они сюда из разных уголков огромного Советского Союза.

Я прибыл в Сибирь из Уфы, – поясняет Владимир Родин. – По газетам узнал, что строится БАМ и рванул в Усть-Кут. Такой наплыв людей был – со всей страны ехали. В штабе сказали: сначала здесь устраивайтесь, а потом по трассе вас разбросаем. Узнал, что первая организация, которая пойдет сразу на БАМ, – это мостопоезд № 441. Пошел туда, а принимали там на работу в том случае, если есть жилье – куда нас селить? Сказал: да, жилье есть, а сам ночью на подоконнике речного вокзала ночевал – кресла все были заняты. Утром шел на работу. Где-то через неделю караван техники собрался, и мы пошли на Звездный. Три дня добирались. Просеку рубили, палаточный городок ставили. Потом с мостоотрядом дальше по трассе двинулся. Когда поезд пошел, на подстанции электриком работал…

А мы с сыном прибыли в поселок 19 марта 1974 года, – подхватывает Нина Михальченко. – Сами с Кубани. По семейным обстоятельствам была вынуждена оттуда уехать. В 1968-м по всей стране гремел Братск. Устроилась в Ангарстрой бухгалтером. Работала в Хребтовой, Игирме, Тушаме, а затем начальница предложила поехать на БАМ. Тогда только просеку прорубили, ничего вокруг не было. Помню надпись на одной из первых палаток «Вот мы и дома!» И я тоже почему-то сразу поверила, что этот поселок станет для нас настоящим домом. Спустя некоторое время нам дали вагончик, где мы поселились. Меня взяли бухгалтером в столовую, а 12-летний Игорь пошел в сентябре в шестой класс. В школе тогда училось всего 10 детей, в их классе, самом большом, – шестеро. А уже в следующем году было только 28 выпускников, представляете? Еще открыли вечернюю школу, чтобы учить строителей.

Нынешний глава поселковой администрации Николай Замулко тоже встретил в Звездном любовь всей своей жизни. Познакомился со своей Галиной в 1974-м. В числе первопроходцев Николай Максимович приехал на стройку века из Хмельницкой области в марте, а Галина Ивановна – летом, после того, как окончила в Тайшете кулинарное училище. Он работал водителем, она – поваром на котлопункте. Вечером молодежь собиралась в сколоченном из досок клубе на танцы. На День молодежи, проходя мимо, Галина щелкнула по носу присевшего на стул загрустившего Николая. Поинтересовалась: «Чего скучаешь?!» Ответить молодой человек не успел – девушка выпорхнула их клуба. Догнал он ее уже на улице и задал встречный вопрос: «Девушка, а вашей маме случайно зять не нужен?» Несмотря на то что Галина тогда ответила отрицательно, Николая отказ не обескуражил. Уже в октябре в Звездном играли их бамовскую свадьбу. Сельсовет в молодом поселке тогда еще не открыли, поэтому расписывались Галина и Николай в Усть-Кутском ЗАГСе. До райцентра добирались по реке на глиссере, а обратно, на следующий день, уже летели на вертолете. Подлетая к поселку, в честь молодоженов вертолет дал два почетных круга над Звездным. А на земле их встречали друзья и коллеги по стройке за накрытым свадебным столом. Вместе супруги Замулко уже 45 лет. Вырастили двоих сыновей, сегодня помогают воспитывать четверых внуков. Старший их сын работает водителем в Тайшете, а младший преподает физкультуру в местной школе. Свою судьбу, по примеру родителей, он тоже нашел в Звездном…

Да, свадеб у нас когда-то играли много, – охотно соглашаются, переполненные воспоминаниями, бамовцы. – Не зря же в нашем поселке были сопка Любви и сопка Разлуки. На одной, где свидания назначали, всегда тьма-тьмущая парочек собиралась, рассветы встречали. А вторая всегда пустовала…

… и безрадостное настоящее

Сегодня о том далеком благостном времени Звездного напоминает только надпись на трубе котельной – «Тепло Армении – Сибири», стела при въезде в поселок с заново окрашенной гусеничной самоходкой и небольшой музей.

Открывает музейную экспозицию бумажный макет поселка, выполненный учениками здешней школы. В числе экспонатов – множество черно-белых фотографий, с которых глядят счастливые длинноволосые обветренные молодые лица, разложенная брезентовая палатка – аналог первого жилья первопроходцев да множество повседневных вещей советского времени: радиола, спортивные кубки, магнитофоны, фотоаппараты, пишущая машинка, диапроекторы…

Уникальные «артефакты» давно стали достоянием районного краеведческого музея, – поясняет руководитель Елена Кочаева. – У нас же кроме небольшого количества подлинных фотографий остались только фанерные буквы – название первого клуба «Таежник», в котором был организован народный театр «Молодая гвардия».

Этот коллектив был создан в конце 1974 года театральным энтузиастом, молодым режиссером Анатолием Байковым. Будучи студентом-заочником института культуры, Байков вычитал в газете, что БАМу катастрофически не хватает культурных работников. Приехал в Звездный и стал заведующим клуба. В том же году клуб получил капитальное здание, а позднее состоялась премьера спектакля «Город на заре». Бамовские актеры-любители днем строили магистраль, а вечерами, и порой даже ночами, репетировали. Театр быстро завоевал популярность сначала на БАМе, а потом и во всей стране, став настоящим бамовским культурным брендом. После того, как в 33 года Анатолий Байков скончался от лейкемии, в память о нем назвали в Звездном улицу.

Памятная надпись посланцев южной Республики объясняется просто: возводил Звездный АрмСтройБАМ. Поселок даже когда-то считался армянским, хотя работали здесь представители многих национальностей. Для строительства вокзала и торгово-общественного центра прямо из Армении привозили национальный камень – туф. До Усть-Кута его везли самолетами, оттуда до Звездного по тайге – на «Магирусах». Отстроили поселок, словно картинку, и заселили плотно – более 8 тысяч населения жило в лучшие времена в Звездном. Работало семь строительных организаций, автобаза, ОРС, больница, две школы, плюс леспромхозы, в каждом из которых был свой детский сад.

К началу 90-х ситуация поменялась круто. В прошлом осталась бьющая ключом жизнь, начались пожары, в дым превращались отстроенные с таким энтузиазмом дома… Но главное – не стало градообразующих предприятий. Люди принялись массово разъезжаться. Теперь во всем Звездном проживает всего чуть более 800 человек.

В единственное дошкольное учреждение ходит немногим более 40 малышей, а в школе обучается 104 ученика. Помимо школы и детсада среди социальных объектов значатся ФАП, культурно-досуговый центр и музыкальная школа.

Экономика представлена двумя небольшими лесозаготовительными предприятиями: ООО «Ангара», где трудоустроено не более десяти местных жителей, и ООО «Вудпром». Последнее, по словам главы Николая Замулко, в отличие от «Ангары», исправно платит налоги и помогает муниципалитету решать первоочередные проблемы. Кроме того, развитию содействуют районные и областные программы. Так, в прошлом году на деньги, полученные по «Народным инициативам», здесь сделали уличное светодиодное освещение. В этом году решили на эти средства благоустроить сквер, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. По программе «Модельные клубы Приангарью», в которой муниципальное образование участвовало с 2017 года, провели ремонт, приобрели кресла для актового зала, купили световое и музыкальное оборудование, экран и проектор. За счет региональной программы «Развитие образования» провели капитальный ремонт школы и детского сада. На средства области установили несколько многофункциональных игровых площадок.

Несмотря на то что культурная жизнь в Звездном кипит по-прежнему: в КДЦ работают хореографические ансамбли и вокальные коллективы, театральная студия и детский кукольный театр, в библиотеке организован литературный клуб и многочисленные кружки, а в школе на протяжении нескольких лет успешно функционирует детское самоуправление, оптимизма жителям они не добавляют. Молодежь после окончания школы старается поскорее уехать.

Если в Звездном не будет крупного предприятия, я не вижу для него никакого будущего, – откровенно признается Николай Замулко. – Наш поселок периода его романтической, полной надежд, юности, остался в прошлом. Конечно, эта память надежна и не зависит от смены политического строя, но для нынешней молодежи перспектив в Звездном практически не осталось.