10.04.2019 16:42
Рубрики
Общество
Текст
Елена ШЕВЧЕНКО
Фото
Виталий УТОЧКИН
Текст:
Елена ШЕВЧЕНКО
Фото:
Виталий УТОЧКИН
10.04.2019 16:42

Член Иркутского землячества снял фильм о подвиге полярных летчиков

«Полет в черное безмолвие» – так называется новый фильм писателя, сценариста, режиссера, летчика, первого заместителя председателя правления Иркутского землячества «Байкал» в Москве Валерия Хайрюзова. Документальная лента рассказывает о судьбе и подвиге полярных летчиков, спасших арктическую высокоширотную экспедицию СП-25. Картину представили в Московском доме национальностей.  

– В далеком 1937 году в Советском Союзе в Арктике была организована полярная станция «Северный полюс – 1» – это первая в мире научно-исследовательская станция на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана, – рассказал Валерий Хайрюзов. – Высадкой на лед руководил профессор Отто Шмидт. На станции находилось четыре полярника, а начальником был контр-адмирал Иван Папанин. За всю историю существования СП состоялась 41 экспедиция. И каждая из них была сопряжена с огромным риском, проверкой на выносливость. СП-25 начала работать 16 мая 1981 года. Начальником третьей смены – той самой, спасению которой посвящен наш фильм, – был Герман Лебедев, и в его подчинении находилось уже 19 человек.

В 1983 году планировалась смена состава экспедиции, но случилось непредвиденное – льдина уносила полярников в малоизвестный район океана – канадский сектор Арктики, который находится в 2 тыс. км от Большой земли. У людей заканчивались продукты и горючее. Даже с учетом жесткой экономии им было не продержаться до весны.

В условиях полярной ночи совершить полет в «черное безмолвие» было задачей крайне сложной и фактически невыполнимой, – рассказал Валерий Хайрюзов. – На все обращения за помощью и к подводникам, и в Министерство обороны, и к летчикам военно-транспортной авиации был получен отказ.

События, которые происходят в фильме «Полет в черное безмолвие» Валерий Хайрюзов описал в рассказе «Парень с Хингана», который был опубликован в сборнике «Колыбель быстрокрылых орлов», посвященном знаменитым выпускникам Бугурусланского летного училища. Идея фильма родилась позже и воплощалась в жизнь долгих пять лет. На премьере присутствовал главный герой этой истории – летчик-испытатель, полярный летчик, первый пилот в гражданской авиации, освоивший полеты на самолете Ил-76, заслуженный пилот СССР, один из 2000 великих людей планеты – Жорж Шишкин. Именно благодаря этому отважному человеку удалось спасти экспедицию.

Вот как пишет об этом в своем рассказе Валерий Хайрюзов: «Тот свой случай на льдине Жорж вспомнил в 1983 году. К нему, тогда уже заместителю начальника управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР, пришел легендарный полярник, заместитель начальника Госкомгидромета СССР, Герой Советского Союза Евгений Иванович Толстиков и сказал, что в канадском секторе Арктики, у самого полюса, терпит бедствие полярная станция «Северный полюс – 25». На ней находятся 19 зимовщиков во главе с Германом Лебедевым.

Что такое находиться на льдине без топлива и продовольствия, Жоржу объяснять было не надо. Крайний Север стал для него, как, скажем, для москвичей Арбат. Но в отличие от москвичей он знал: там далеко не асфальт, а запакованный в лед океан, а вместо уличных фонарей – редкие сполохи полярного сияния. И чаще всего по ледяной пустыне гуляют не люди, а медведи. Авиация – единственный способ попасть из одного поселения в другое. Но только там рождаются и живут те удивительные чувства единения и желания немедленно идти на помощь, которые уже редко встретишь на Большой земле.

Подбирая экипаж, Жорж Шишкин пригласил летчиков-полярников, за плечами которых был колоссальный опыт полетов надо льдами Северного Ледовитого океана. Его командиром стал выдающийся летчик-испытатель Государственного НИИ гражданской авиации Михаил Кузнецов. Жорж Шишкин вызвался быть вторым пилотом.

На подготовку операции отводилось всего десять дней. Радионавигационное оборудование самолета было рассчитано лишь до 81-го градуса северной широты, а экипажу надо было подняться выше и в полярную ночь, пролетев от Певека на Чукотке две тысячи километров над Ледовитым океаном до дрейфующей льдины. Единственным на маршруте ориентиром была стоянка экспедиции СП-25.

Тренировки по сбросу грузов проводились в Магадане. Десантной группе нужно было за три секунды сбросить упаковки с припасами по 100 кг каждая. Полет проходил в полной темноте. Договорились, что полярники зажгут плошки с соляркой и небольшой костер, чтобы сориентировать экипаж. При подлете выяснилось, что льдина гораздо меньших размеров. Усложнял задачу и сильный боковой ветер. Опасность была еще и в том, что вокруг из океана вздымались вверх тридцатиметровые ледяные торосы, которые можно было запросто зацепить крылом. Однако летчики справились – весь груз достиг цели.

– Полярников спасли в апреле, в условиях дня прилетели самолеты и вертолеты и вывезли всех, – рассказал Валерий Хайрюзов. – Но если бы ребята не привезли припасы, отказала техника, или самолет задел торос, то была бы трагедия. Операцию выполняли величайшие мастера своего дела – выдающиеся летчики гражданской авиации. Мой фильм для них – спасателей, полярников, и для людей, которые любят небо!