В Иркутском музтеатре поставили «Графа Монте-Кристо»

Изысканная месть

«Если нас жизнь обманет – нас не обманет смерть», – утверждают герои нового спектакля «Граф Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес». Постановку по мотивам знаменитого романа Александра Дюма по либретто Николая Денисова на музыку композитора Лоры Квинт создала на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского режиссер из Москвы Наталья Печерская.

Сквозное художественное решение постановки – клетка, которая то маскируется под пышные богатые залы и здания, то обнажает свой «скелет» в сценах в замке Иф. Художник Виктория Хархалуп из Москвы отметила, что этот символ возникает на сцене не случайно:

– Эта клетка – месть, внутри которой продолжает томиться Эдмон Дантес даже после побега из замка Иф. Телом он свободен и, вроде бы, может распоряжаться своей судьбой как ему угодно. Тем более что он теперь богат и может начать новую жизнь. Но месть – самый жестокий тюремщик, подчиняет все его действия единственной цели – наказать обидчиков.

Несмотря на этот роковой символ, декорации и костюмы в спектакле получились очень изысканные и эффектные. Особенно поражают наряды участников римского карнавала, которые, как и другие образы, придумала художник по костюмам лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Ирэна Белоусова из Москвы. Маски в виде черепов на фоне пышных одеяний выражают главный смысл народного гуляния – попытку преодолеть страх всего самого жуткого и фатального, что есть в жизни, и посмеяться этому ужасу в лицо.

Режиссер Наталья Печерская создала на фоне этих великолепных декораций очень сложное событийное полотно. Роли основных персонажей в спектакле играют два артиста, ведь между первым и вторым действием спектакля временной разрыв в 24 года. Эдмона Дантеса в молодости в разных составах играют Гейрат Шабанов, Никита Мещеряков и Станислав Грицких. В зрелом возрасте – Александр Айдаров и Евгений Алешин. Артистам удалось создать сильные драматические образы, на которых держится весь второй акт спектакля. Первое же действие – это скорее предыстория рождения жестокого графа Монте-Кристо внутри бравого моряка Эдмона Дантеса.

«Перед тем как идти мстить, вначале вырой две могилы – одну для своего обидчика, другую для себя», – говорит герою его наставник и сосед по тюремной камере Аббат Фариа. Но обиженный Эдмон Дантес понимает смысл этой старой китайской поговорки, только свершив свое правосудие. Его не смущает, что среди сопутствующих потерь его благой идеи несколько невинных жизней. В спектакле также возникает некая аллегория с политикой в сцене, где граф Монте-Кристо сравнивает всех людей с марионетками. Герои с огромными ключиками на спине исполняют один из самых эффектных танцевальных номеров постановки, над хореографическим решением которой работала балетмейстер Александра Журавлева из Санкт-Петербурга. Они движутся, как куклы, повинуясь невидимым приказам марионеточника. Граф Монте-Кристо, свершая свое правосудие, чуть не погубил невесту своего друга Морреля Валентину, которая, в отличие от своего отца прокурора де Вильфора, обладала чистой душой. Однако он вовремя исправил свою ошибку и даже сам смог спастись благодаря любви своей воспитанницы Гайде.

Любовь – это единственное, по мнению авторов спектакля, что может спасти изъеденную местью душу, будь это чувство между мужчиной и женщиной или – в более широком смысле. Так Мерседес – бывшая возлюбленная Дантеса – спасает своего сына Альбера от фатальной дуэли с графом Монте-Кристо. Один ее «взор Мадонны» оставляет лишь пепел от пылающего внутри героя пламени мести.

В целом спектакль «Граф Монте-Кристо» получился многоплановым, с яркими вокальными и хореографическими номерами и сильными актерскими работами. А мстить или прощать обидчиков – каждый зритель после просмотра этого спектакля решит сам.