14.02.2019 10:49

Бензиновый прогноз

Иркутская область заняла 21-е место в России по доступности бензина. По данным исследования, проведенного аналитиками «РИА Новости», в среднем житель области сможет позволить себе купить 861 литр «народного бензина» – марки Аи-92. Если верить статистике, то в течение 2018 года топливо подорожало на 7,7%. А что ждать от 2019 года?

Налоговый маневр

В нашей стране есть одна особенность – бензин в ней дорожает и когда цены на нефть растут, и когда они падают. Одни обыватели винят в жадности нефтяных магнатов, другие уверены, что правительство не в состоянии регулировать ценовую политику на топливном рынке, поэтому в критических случаях, когда происходят резкие скачки цен на бензин, приходится лично вмешиваться президенту РФ. Так в прошлом году россияне неоднократно сталкивались со скачкообразным повышением цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь Аи-95, к примеру, подорожал с 41 до 46 рублей за литр. И это в условиях, что летом акцизы на бензин были снижены, а до конца года вообще заморожены. Стабилизировать положение удалось за счет сделки федерального правительства с крупными нефтяными компаниями, которые обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо с 1 ноября по 31 декабря на уровне июня 2018 года, а с января по 31 марта 2019 года – удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции.

Вице-премьер Дмитрий Козак, комментируя повышение цен на бензин в январе текущего года, отметил, что ситуация находится в рамках договоренностей с нефтяниками.

– С нового года рост цен на бензины и дизель на АЗС нефтяных компаний находится в пределах допустимых – 1,7%. Ситуация с обеспечением топливом стабильная, доходность розничного сегмента достаточная для ведения бизнеса как крупных компаний, так и независимых АЗС, – сообщил вице-премьер.

Для сдерживания внутренних цен на топливо власти РФ предусмотрели демпфирующий механизм. Что он собой представляет? Этот обратный акциз, принятый в рамках налогового маневра, вкупе с различными коэффициентами компенсирует нефтепереработчикам часть разницы между ценой экспортной альтернативы и внутренней ценой. Механизм компенсаций будет действовать для тех компаний, которые провели модернизацию перерабатывающих производств и намерены взять на себя обязательства за три года модернизировать производство. Как отмечают эксперты, налоговый маневр должен завершиться в России за шесть лет, начиная с 2019 года. Он подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых.

Временные меры

Казалось бы, угроза резкого роста цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке России осталась в прошлом. Но, как говорится, гладко только на бумаге. В реальности же возникает целый ряд препятствий.

В ценообразовании отечественного бензина фискальная часть «съедает» не менее 60% тарифов. Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10%. Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20% стоимости горючего. И лишь 10% приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива. Таким образом, на стоимость топлива в России влияет в гораздо большей степени не цена нефти, а налоги. Поэтому, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в рознице. Государство время от времени пытается маневрировать. Но временные меры не решают проблем. Эксперты считают, что очередной резкий рост цен на топливо не за горами.

– В нашей стране бизнес по розничной реализации моторных топлив находится в сложном положении. Достаточно вспомнить, что в конце мая 2018 года чистый убыток АЗС при продажах Аи-92 составлял 4 рубля за литр. Более того, и в опте цены «зажаты», а значит, главное – в переработке нет прибыли. Многие переработчики уже стали банкротами. НПЗ не могут дешево перерабатывать и отгружать дорогую нефть. Все издержки в итоге отражаются в конечной цене на бензин, – поделилась своим мнением Маргарита Козеняшева, советник по экономике Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций, д.э.н. По ее мнению, несмотря на введение демпфирующего механизма в 2019 году, часть НПЗ продолжат терпеть убытки, а в некоторых случаях произойдет остановка отдельных заводов.

У негативного сценария на топливном рынке страны есть все предпосылки. Последняя договоренность между нефтяниками и правительством действует до конца марта. Растущий спрос на сырье, который предполагается на мировом рынке к этому времени, снова приведет к увеличению поставок углеводородов на экспорт, тогда как на внутреннем рынке может опять образоваться дефицит, что приведет к повышению стоимости топлива.

Среди факторов, которые «работают» на рост цен, стоит в первую очередь упомянуть новый НДС, который поднялся с 18% до 20%. Другой важный момент – увеличение ставки акциза. Например, на бензин пятого класса и дизельное топливо в России с нового года ставка акциза увеличилась в 1,5 раза. Налоговый кодекс предусматривает рост ставок акцизов на бензин на 4,1 тыс. рублей до 12,314 тыс. рублей на тонну, а на дизтопливо – на 2,876 тыс. рублей до 8,541 тыс. рублей на тонну.

Растут и налоги на добычу нефти (НДПИ), что связано с решением правительства РФ поэтапно поднимать эти сборы в рамках так называемого налогового маневра. Средняя ставка НДПИ на нефть за 12 месяцев 2018 года выросла на 53,3% по сравнению с 2017 годом.

Нефтеперерабатывающие заводы уже сейчас испытывают дополнительное давление из-за чрезмерного налогового обременения. Отраслевые эксперты подсчитали, чтобы произвести тонну дизельного топлива, придется заплатить налогов на 3 тыс. рублей, а за тонну Аи-95 потребуется отдать 7 тыс. рублей. Положение отечественных НПЗ осложняет и рост транспортных тарифов: тарифы на прокачку нефти по системе «Транснефти» в 2019 году возрастут на 3,87%, стоимость грузовых перевозок по железной дороге подорожает на 3,5%.

В итоге меры федерального правительства по стабилизации цен поставили производство бензина на НПЗ на грань рентабельности, прибыли-то практически нет. А на носу весна, начало посевных работ. Сельхозтехника, которой надо выходить в поле, спровоцирует повышенный спрос на дизельное топливо, а НПЗ не могут наращивать производство, поскольку и так работают «в ноль». К тому же для нефтепереработчиков весна – время плановых ремонтов.

Ежегодно правительство Иркутской области помогает аграриям и выделяет из бюджета компенсацию затрат на ГСМ. Однако изменить ситуацию по ценам топливо не в силах.

– Объективно полномочий у нас для этого нет. На федеральном уровне система реагирования на такие проблемы не очень быстрая, но если вы слушали пресс-конференцию председателя правительства РФ, то он сказал, что по ценам договорились. Это не система законов или постановлений, это именно договоренности. Я по мере сил в них участвую, – так прокомментировал ситуацию с ценами на бензин в 2018 году губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

Борьба со спекулянтами

Участники рынка разработали меры по стабилизации ситуации. Например, «Роснефть» совместно с биржей СПбМТСБ предложили ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратились к Центральному Банку РФ с предложениями по усилению надзора над осуществлением биржевых торгов.

Как показывает практика, существующая структура биржевых сделок непрозрачна. Она не позволяет раскрывать информацию о торгах, чем пользуются недобросовестные участники рынка. В итоге на бирже зафиксировано около 80% компаний-перекупщиков, среди которых отдельные компании получают максимальные объемы биржевых продуктов на интересующих их базисах. Те, кто не занимается производством топлив и не подконтролен государству, начинает устанавливать собственные цены на бензин, которые значительно выше рыночных.

Кроме того, «Роснефть» и СПбМТСБ предлагают участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи. Эти предложения в настоящее время находятся на рассмотрении в федеральном правительстве.