13.02.2019 12:42
Рубрики
Культура
13.02.2019 12:42

Нет никакого вдохновения! Есть только дедлайн…

Фестиваль «Открытые беспринцЫпные чтения» в этом году стартовал в Иркутске. На сцене музыкального театра им. Н.М. Загурского выступили известный писатель и сценарист Александр Цыпкин, главный редактор журнала Maxim Александр Маленков, актриса Ингеборга Дапкунайте, а также иркутяне – актер и режиссер Дмитрий Акимов, писатель и блогер Даниил Иванов. Наш город стал первым, где проект прошел в новом формате – к выступлению было решено привлечь местных артистов и авторов.

Напомним, «БеспринцЫпные чтения» – один из самых ярких и необычных литературно-театральных проектов последнего времени. Его идея в том, что современную отечественную прозу со сцены читают сами писатели и ведущие российские актеры. Формат был придуман Александром Цыпкиным и продюсером Анастасией Приц. За два года его существования состоялось более ста выступлений в десяти странах мира. Со сцены звучали произведения Наринэ Абгарян, Марины Степновой, Андрея Аствацатурова, Маши Трауб и других авторов.

Перед выступлением гости встретились с иркутянами в областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского.

– Я в Иркутске впервые, – отметила Ингеборга Дапкунайте. – Мы познакомились с Александром Цыпкиным на съемках фильма про любовь «Только для взрослых», где он был сценаристом новеллы. Я тогда как писателя его не знала. После съемок в рамках рекламной компании фильма было придумано, что мы впятером – режиссер фильма Аня Меликян, актрисы Анна Михалкова и Виктория Исакова, Александр Цыпкин и я – прочтем его рассказы в мультимедийном музее в Москве. В итоге зрителям это настолько понравилось, что мы уже актерским составом прочитали их еще и в Гоголь-Центре. Для меня это был абсолютно новый удивительный формат и огромное удовольствие.

– Вы не представляете, как тяжело живется живому писателю, – пожаловался Александр Цыпкин. – Ведь Ингеборга и Константин Хабенский меня правят. Выбрасывают фразы из текста и утверждают: «Это нам здесь не нужно». И если Ингеборга делает это милосердно, то Константин говорит: «Вот умрешь, тогда тебя не будут править. Например, Чехова никто не правит. А тебя мы будем править, потому что много написал». Кстати, я иногда и сам себя правлю. Момент чтения позволяет в зависимости от реакции зала менять сам рассказ. Я, например, несколько раз просто переигрывал финал. Стою на сцене с бумажками и думаю: «Сегодня герой умрет по-другому». Смотришь – залу нравится больше, и раз – он уже умер по-другому. Конечно, после того, как рассказ попадает в сборник, что-то менять становится сложнее.

Участники встречи попросили иркутянина Даниила Иванова поделиться своими впечатлениями от проекта.

– У меня такое чувство, что я подошел к океану, и меня сносит, потому что в этой компании я просто песчинка, – признался иркутский писатель. – Пишу в основном для себя. Публикую в соцсетях свои мысли. За неделю до приглашения принять участия в «БеспринцЫпных чтениях» подписался на Александра Цыпкина. Узнал про конкурс, подумал: «Почему нет?» Получил письмо, где мне сообщили, что меня отобрали для участия, и мне поплохело. После этого я написал рассказ об этом.

– Мы все такие, по крайней мере, я совсем недавно публиковался в социальных сетях и ничем от тебя не отличался, – подбодрил Даниила Иванова Александр Цыпкин.

– Мы все учились в школе и шли своим путем, – добавил Александр Маленков. – Я, например, по профессии программист. Попробовал писать, и меня занесло сначала в журналистику. Сейчас вообще удивительное время – можно просто публиковаться в интернете, и тебя прочитают многие люди. Просто не нужно стесняться и ждать, что к тебе кто-то придет и тебя раскрутит.

– Нынешнее общество отличается от того, что было до развития социальных сетей, просто колоссально, – продолжил эту мысль Александр Цыпкин. – Например, 200 и даже 20 лет назад между человеком, который создает произведение искусства, и его потенциальными ценителями стоял определенный фильтр – издатели, владельцы журналов, продюсеры – который решал, быть человеку творцом или нет.

Сегодня благодаря социальным сетям между творцом и обществом не существует больше никаких препятствий.

Ты сочинил песню, записал, и если она талантливая, ее может узнать весь мир. И никто тебе не помешает. Кроме того, всегда найдется тот, кому понравится то, что ты делаешь. Например, читаешь какой-то текст и думаешь: «Боже, какой кошмар!» Заходишь на страницу, а там – четыре миллиона подписчиков. И ты понимаешь: «А это, наверное, не кошмар, если такому количеству человек это нравится». Благодаря этому люди могут сегодня реализовывать свои амбиции. И это здорово!

Зрителей также интересовало, почему проект назван «БеспринцЫпные чтения», и почему Иркутск стал первым городом, где он стартовал в новом формате.

– Мой проект назван «БеспринцЫпные чтения», чтобы хоть как-то привлечь к нему внимание, ведь с моей фамилией особенно не повыпендриваешься, – раскрыл секрет Александр Цыпкин. – А это слово яркое и популярное в нашей стране. На самом деле принципов в отборе писателей и тех, кто участвует в проекте, нет. Это все случайность. Со всеми актерами мы договорились по случаю. И то, что фестиваль начинается в Иркутске, тоже чистая случайность. Могли начать в другом городе.

Поклонники Александра Цыпкина также поинтересовались – откуда он черпает вдохновение и почему он пишет сценарии?

– Господь разговаривает со мной ночами, но работает одно слово – дедлайн, – пошутил Александр Цыпкин. – Он говорит: «Я дал тебе заказы на четыре сериала, а ни один не готов. Если не сделаешь в срок, отниму у тебя руки». Поверьте, нет никакого вдохновения! Есть только дедлайн. Что касается фильмов, то, на мой взгляд, сегодня все писатели уходят в авторы сериалов. Вспомним «Черное зеркало» по сценарию Чарли Букера. Кстати, «Игра престолов», на мой взгляд, по диалогам и сюжету вообще – непревзойденный образец современной драматургии. Ведь и «Война и мир» – тоже своего рода литературный сериал, ведь он даже выпускался по сезонам. Просто тогда не было кино. Я сам 80% времени пишу сценарии, потому что мне интересно увидеть, как оживают мои слова. Не думаю, что литература исчезнет совсем, но все мы постепенно уходим в картинки, которые сопутствуют текстам.

Александр Цыпкин также отметил, что в то же время над нами властвует короткий формат:

– Это наш образ мысли сегодня, ведь мы концентрируемся на чем-то очень недолго. Кстати, когда я пишу, я почти всегда работаю над тремя рассказами одновременно. Тогда мне не скучно.

На вопрос, как бы писатель сформулировал свое жизненное кредо, он ответил:

– Я получаю наслаждение от жизни. Я никогда не делал то, что мне не нравится. Несмотря на то что работаю с 14 лет, никогда себя не переламывал, не пахал с утра до вечера, не добивался успеха любой ценой. Я гедонист, в чем-то рассеянный разгильдяй. Короче, я развлекаюсь.

Кстати, писать Александр Цыпкин начал почти случайно:

– Моя писательская карьера – это побочный эффект работы пиарщиком. Люблю манипуляции с общественным сознанием, а эта профессия позволяет тебе пробивать любое дно морали. Заниматься пиаром, на мой взгляд, сложнее, чем писать книги. Ведь у человека должны возникнуть мурашки, чтобы он купил тот или иной продукт.

На вопрос, что, по его мнению, будет с его книгами через сто лет, писатель ответил:

– Я с удовольствием поменяю славу после смерти на деньги и славу – прямо сейчас. Меня вообще не волнует, что будет после моего ухода. Я живу сегодняшним днем и не беспокоюсь о грядущем поколении.

– Хотя на самом деле мы первое поколение людей, которые создают цифровые копии своих личностей в социальных сетях, – дополнил его Александр Маленков. – И все это хранится на очень надежных цифровых носителях. И, я думаю, что все, что вы пишете, будет очень интересно вашим внукам и правнукам. Я бы, например, точно прочитал, что думал мой предок, например, о смерти Пушкина.