30.01.2019 16:20

В поисках резервных источников воды

Живя на берегах Байкала – самого глубокого пресного водоема в мире, мы почти не задумываемся о качестве питьевой воды. И напрасно. Ведь пьем из открытых источников, которые, по мнению экспертов, уже опасны для здоровья. Между тем регион богат подземными водами, где содержатся полезные для организма микроэлементы.

Подземное богатство

Информационная база данных по всем ресурсам и запасам подземных вод в Приангарье находится у Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды АО «Иркутскгеофизика». По словам его руководителя Юрия Ланкина, прогнозные ресурсы подземных вод территории региона составляют 55,47 млн кубометров в сутки, при этом на одного человека приходится 23,49 кубометра. В настоящее время на балансе числится свыше 300 месторождений.

– Несмотря на такие природные богатства, на водозаборах подземных вод добывается не более 250 тыс. кубометров в сутки, что составляет около 15% от объема разведанных запасов, вместе с тем обеспеченность на одного человека – около 0,1 кубометра в сутки. Доля использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Иркутской области не превышает 29%. Остальная вода берется из поверхностных водных источников, – сообщил Юрий Ланкин.

По словам гидрогеолога, наиболее интенсивная добыча подземных вод на территории области осуществляется в пределах крупных городов: Братск, Зима, Железногорск-Илимский, Тайшет, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут. В них проживает половина населения области, добывается более 40% подземной воды от суммарного количества добытой.

Водоснабжение таких промышленных центров, как Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Чуна, Бодайбо и других, осуществляется преимущественно за счет поверхностных вод. Хотя, как заметил гидрогеолог, поверхностные воды часто имеют качество, не соответствующее питьевым требованиям.

– Байкальская и, соответственно, ангарская вода содержит чрезвычайно мало необходимых организму человека элементов. В ней содержание кальция, магния, калия, карбонатов ниже оптимального в два-десять раз, что усугубляется дефицитом микроэлементов – йода и фтора, – пояснил Юрий Ланкин. – По данным Иркутского медуниверситета и городского санитарно-эпидемиологического надзора, это является причиной повышенного уровня эндокринной патологии, заболеваний системы кровообращения, крови и кроветворных органов, опорно-двигательного аппарата и органов пищеварения, особенно у детей. Исправить ситуацию может использование более минерализованных подземных вод.

С другой стороны – отсутствие у промышленных городов резервных источников водоснабжения создает угрозу безопасности населения на случай чрезвычайных ситуаций. Ведь поверхностные воды практически невозможно защитить от химического и бактериального загрязнения. Установлено, что для повышения надежности водоснабжения в балансе водоотбора крупных потребителей следует предусматривать не менее 20–30% защищенных подземных вод. Этому критерию не соответствует ни один большой город области.

Также Юрий Ланкин обратил внимание на сложную ситуацию с водоснабжением сельского населения. В таких районах, как Тулунский, Куйтунский, Зиминский, Заларинский, Черемховский, Усольский, Балаганский, Аларский, Нукутский, Осинский, Боханский, Баяндаевский, Эхирит-Булагатский, где нет поверхностных вод, а подземные источники имеют либо плохое природное качество, либо их практически нет.

– Что нужно, чтобы перевести население любого муниципального образования на водоснабжение из подземного источника? В первую очередь, государственная политика и соответствующие инвестиции. Ведь подземные воды – это надежное решение по стратегической безопасности граждан, – считает гидрогеолог.

Питьевой ресурс

А как в самих муниципалитетах области решают задачу по обеспечению населения питьевой водой? Например, иркутяне продолжают пить воду из открытого источника – Ершовского водозабора. Вместе с тем по решению федерального правительства на территории Шелеховского района Росгеология ведет поиски подземных питьевых вод, чтобы обеспечить их прирост для областного центра на уровне 120 тыс. кубометров в сутки.

– Силами нашего предприятия работы ведутся в долине реки Иркут – от деревни Введенщина до поселка Шаманка, на участке распространения закарстованных карбонатных пород. Завершение изысканий намечено на 2019 год, – уточнил Юрий Ланкин.

Вопрос качественного водоснабжения остро стоит и для территории Ангарского городского округа. Сегодня водозабор происходит из открытого источника – Ангары. Качество исходной воды не отвечает нормам СанПиНа. Ситуация осложняется резким падением уровня реки.

– С момента запуска в эксплуатацию водозаборных сооружений не было установлено законодательного ограничения хозяйственной деятельности путем выделения зон санитарной охраны, что привело к систематическому загрязнению речной воды недостаточно очищенными бытовыми и промышленными сточными водами, вышерасположенными по течению городами и поселками. Также в реку Ангару попадают неочищенные дождевые стоки городов Иркутска и Шелехова, а это – большое количество тяжелых металлов, нефтепродуктов и других вредных веществ, – отметил Александр Алексеев, директор МУП «Ангарский водоканал».

Жители Ангарска, Мегета, Одинска, Савватеевки надеются, что за счет разработки Китойского месторождения подземных вод они из крана смогут пить чебогорскую воду. Запасы месторождения составляют более 200 тыс. кубометров в сутки. По реализации данного проекта еще в прошлом году в правительстве региона была утверждена дорожная карта с ответственными лицами и сроками исполнения. МУП «Ангарский водоканал» получил лицензии на все участки месторождения, которые обязывают предприятие в течение девяти месяцев провести ряд мероприятий: подготовить и утвердить проектную документацию по разведке месторождения, получить положительное заключение РосГеолЭкспертизы, выполнить разведку запасов вод.

– Реализовать проект по Китойскому месторождению подземных вод невозможно без поддержки из федерального и областного бюджетов. Поэтому мы просим губернатора Сергея Левченко и правительство региона содействия по вопросам софинансирования, – отметил Александр Алексеев.

Для жителей Бодайбо иркутские гидрогеологи называют перспективным источником подземных вод Тамаракскую площадь, расположенную в 14 км от города. Месторождение было найдено и оценено за счет средств федерального бюджета в 2008 – 2010 гг. Однако глава территории Евгений Юмашев считает, что это затратный способ по обеспечению питьевой водой. Муниципалитет не сможет своими силами решить задачу.

– Пик загрязнения воды у нас возникал с весны по осень, когда вскрывался лед на реке Витим, со дна поднималось большое количество мусора. У населения возникало много недовольства, из крана шла мутная вода. Но в 2013 году мы установили водоочистную станцию, а в 2017 году – дополнительную ступень очистки воды. По итогам прошлого лета к нам не поступило ни одной жалобы по качеству воды. Считаю, что на данный момент у нас решен вопрос с водоснабжением города, – отметил мэр.

Напряженная обстановка по питьевой воде наблюдается в Баяндаевском районе. Как говорит глава территории Анатолий Табинаев: «У нас нет ни рек, ни грунтовых вод. Население деревень и сел обеспечиваем только подвозной водой. Но это не решение проблемы». В муниципальном образовании в рамках федеральной программы «Чистая вода» ведется строительство водовода в Баяндае.

– Уже пробурена новая скважина, проведено 3 км водовода. На текущий год запланировано построить более 10 км водовода. Благодаря поддержке из областного бюджета обеспечиваем водовозными машинами наши поселки – Кырму, Хогот, Васильевку, – уточнил мэр.

Кстати, правительство Иркутской области до 2022 года планирует получить из федерального бюджета более 1,3 млрд рублей на реализацию проекта «Чистая вода». В рамках проекта планируется строительство (реконструкция, модернизация) объектов систем централизованного водоснабжения.