Олег Желтовский: Мастерство всегда вне времени

Журналистам Иркутской области повезло – у них есть свой медийный Оскар. Высокую награду – «Золотое перо» – ежегодно вручают лучшим из лучших. Именно на фестивале «Байкальская пресса» наступает час признания профессионалов. Победители становятся новым ориентиром для тех, кто делает свои первые шаги в журналистике.

В этом году огромный груз ответственности лег на плечи издателя Олега Желтовского, который возглавил жюри конкурса «Журналист года Иркутской области». Накануне фестиваля в интервью газете «Областная» мэтр поделился своим взглядом на основные тенденции в развитии региональных СМИ.

В чем секрет успеха?

– Олег Всеволодович, ваш брат известный кардиохирург. А вы посвятили свою жизнь журналистике. Почему?

– Ну почему только журналистике? Я посвятил ее и семье, и друзьям, и путешествиям. А к профессии пришел не сразу. Учился в другом – техническом вузе, бросил, служил в армии, работал на стройках: «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут…» Как там у полузабытого русского поэта Евгения Баратынского? «По своеволию страстей себе мы правил не слагали, но пылкой жизнью юных дней, пока дышалося, дышали». Короче, насмотревшись на все «прелести» жизни, нахлебавшись розовой и других расцветок романтики, подумал, что могу что-то высказать, что-то изменить в этом мире бушующем, как, впрочем, и многие из моего поколения. С этим и пришел в Иркутский университет, на отделение журналистики.

 – Какие качества и черты характера нужны человеку, чтобы стать журналистом, состояться в профессии?

– На мой взгляд, это чувство искренней и даже болезненной сопричастности со всем, что происходит вокруг, желание и умение сказать точное и честное слово, но не менее важно – отвечать за него, интеллект и самоирония.

 – Если не брать во внимание технический прогресс, что сегодня у журналистов есть такого, чего не было во время вашей молодости? А чего, наоборот, не хватает?

– У современных журналистов есть бесспорное преимущество – закономерный скепсис к нашему опыту. Мы-то из поколения в поколение думали, что система никогда не изменится. Поэтому с болью, с жертвами, но встраивались в нее. Сегодняшние СМИ могут быть более свободными, законы позволяют. Но, к сожалению, редко это получается. Боюсь, и их опыт скептически оценят следующие поколения.

 – Что, по вашему мнению, сегодня главное в профессии журналиста?

– Главное – служить своему делу, а не прислуживать кому-либо, как бы выгодно и комфортно это ни было.

Соцсети и СМИ

– СМИ так или иначе вынуждены бороться за внимание своей аудитории с социальными сетями. Как думаете, почему соцсети так прочно вошли в нашу жизнь?

– Социальные сети в нашу жизнь-то вошли, но заменить средства массовой информации пока не в состоянии. Все дело в профессионализме и в ответственности перед обществом. Вы, конечно, не помните, но раньше полстраны занималось художественной самодеятельностью, даже оперные арии исполняли, балетные номера ставили, срывали аплодисменты… И что? Самодеятельность – это, конечно, любопытно, но не более того.

 – Для многих френдленты в соцсетях стали источниками новостей. Почему так произошло?

– Потому что так легче, проще. Не надо вникать в суть, разбираться, напрягать мозги. Тем более, многие уже опытные блогеры навострились подавать информационные «блюда» именно те и под тем соусом, что востребованы невзыскательной публикой. Это же смешно, когда человек, выложивший в сеть какую-то высосанную из пальца умозрительную сентенцию, называет себя известным блогером и публицистом.

– Часто приходится слышать, что в СМИ много недостоверной информации, что журналисты врут, верить прессе нельзя. В интернете появились даже «фейковые новости». Как можно вернуть доверие читателей, зрителей, слушателей?

– Один мой знакомый журналист как-то высказался на эту тему: «Утки» летали, летают и будут летать – это охота!» Сожалею, но, действительно, доверие читателей ко всем видам СМИ в последние годы значительно упало. Это можно объяснить и финансовыми реальностями – заказные материалы, скрытая реклама, черный PR выручают, но наносят огромный удар по репутации издания. Можно посетовать и на государственную политику, не очень-то поощряющую говорить правду. Но главная вина лежит на нас, журналистах. Что тут говорить? Не надо врать, и доверие вернется.

 – Руководители изданий говорят, что людей, по большому счету, волнует ограниченный круг тем, которые всегда будут в топе новостей. А расследования, аналитика, человеческие судьбы заведомо выпадают из рейтинга. СМИ – это бизнес: есть просмотры – есть деньги. Такой подход как сказывается на журналистике?

– СМИ давно уже находятся в глубочайшем кризисе – снижение доходов от рекламы, рост цен на печать, бумагу, оборудование, распространение, падение интереса населения, равнодушие властей к решению этих проблем. Но все эти беды не снимают с журналистов главной обязанности – быть мастером своего дела. Надеюсь, фестиваль «Байкальская пресса» хоть немного посодействует этому.

Медийный долгожитель

– «Байкальская пресса» проводится с 2000 года. В чем, на ваш взгляд, секрет такого долгожительства?

– Востребованность журналистским сообществом. Сегодня реже коллеги из области встречаются на различных пресс-конференциях, в командировках – финансовое состояние не позволяет. Поэтому и ждут фестиваля, стремятся принять участие в нем. Не могу не вспомнить с благодарностью тех, кто стоял у его истоков – поэта и журналиста Ростислава Филиппова, спортивного репортера Павла Кушкина.

– Что бы вы в нем изменили, добавили?

– Я бы предложил один из самых почетных призов – «За вклад в развитие региональной журналистики» – присуждать неким экспертным советом из числа лауреатов в номинации «Золотое перо» предыдущих фестивалей. Их профессионализм уже признан коллегами – им и доверие, и ответственность за принятие решения.

– Время от времени коллеги просят добавить в конкурс номинацию для спортивных журналистов, и для тех, кто специализируется на темах по экологии. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость?

– Я считаю, что нужно придерживаться не жанров, не тематики, а уровня мастерства. Тем более, что у нас в регионе есть и специализированные конкурсы – лучший спортивный журналист года, лучшее освещение депутатской деятельности и тому подобные. Главный критерий все-таки – мастерство.

 – Последние лет 10–15 на фестивале эксперты говорят про гибель печатных СМИ. Как вы относитесь к подобного рода прогнозам?

– Да, жизнь, технический прогресс развиваются стремительно. Но в каком бы ни были формате издания, которые сегодня именуются печатными СМИ, и газеты, и журналы останутся. Ведь газета – не только бумага с информацией, это и творческий коллектив, и стиль, и традиции, и позиция.

 – Фестиваль собирает журналистов со всей области. Каким вы видите будущее районной журналистики?

– Жизнь и выживание районных газет – застарелая больная тема. Что тут сказать? Стараться работать и выстраивать взаимоотношения с местными властями, от которых очень и очень многое зависит, по старому печальному каторжно-российскому принципу: «Не верь, не бойся, не проси». Неимоверно тяжело будет, но другого пути мне не видится.