На учете – каждый кубометр

Результаты пилотного проекта по маркировке заготавливаемой древесины в Иркутской области, запущенного в августе 2017 года, оказались впечатляющими. Незаконный объем рубок удалось сократить на 48%, или на 425 тыс. куб. м древесины. В настоящее время в тестовом режиме отрабатываются идентификационные карты нового образца.

По поручению правительства РФ Приангарье стало пилотным регионом по маркировке древесины. До этого наш регион находился в лидерах незаконной вырубки леса. Объемы черных лесорубов зашкаливали: только на Иркутскую область приходилось свыше 70% от всей нелегальной лесозаготовки в стране.

Ситуацию удалось изменить благодаря слаженной работе и взаимодействию министерства лесного комплекса и правоохранительных органов. Большую роль в увеличении количества задержаний лесонарушителей и пресечении незаконных рубок сыграло внедрение идентификационных карт. Визуально они выглядят как пластиковые карточки, а данные с них специалисты получают с помощью мобильного телефона или планшета. Идентификационные карты лесозаготовители получают в лесничествах. На электронных носителях указывается объем древесины, данные мгновенно отображаются в информационной системе. На пункте отгрузки карта считывается, на ней отображаются данные о реальном количестве древесины, ее составе, месте заготовки. Обмануть систему невозможно. За неправильно оформленные сделки, либо недоствоерные сведения в отчетах, лесопользователи рискуют получить штраф до 400 тыс. рублей. За время действия пилотного проекта наложено штрафов более чем на 20 млн рублей.

Министерство лесного комплекса региона запустило идентификационные карты нового образца. Они имеют больший функционал и предоставляют возможность записи на них предусмотренного лесным законодательством сопроводительного документа в полном объеме и считывать эту информацию устройствами с технологией беспроводной передачи данных малого радиуса действия (NFC), которой оснащена большая часть мобильных устройств.

– Необходимость введения карты нового образца с расширенной памятью была обусловлена тем, что в настоящее время распространена практика подделки сопроводительных документов на бумаге. Правительством было принято решение – для дополнительного этапа реализации пилотного проекта по маркировке древесины внедрить в области сопроводительные документы электронного образца, – пояснил Эдуард Филиппов, начальник отдела надзора за пунктами приема, переработки и отгрузки древесины, учета, маркировки древесины и сделок с ней министерства лесного комплекса Иркутской области.

В министерстве сообщили, что специально для реализации проекта на базе программы «Лесрегистр» была разработана ее мобильная версия. Карту достаточно поднести к мобильному телефону или планшету, предварительно загрузив приложение, и на экране будет отражена вся информация о партии древесины, которая обычно содержится в традиционных сопроводительных документах, предусмотренных лесным законодательством.

– «Лесрегистр» не дублирует федеральную систему Лес ЕГАИС. Они абсолютно разные. ЕГАИС учитывает сделки с древесиной, а система «Лесрегистр» изначально построена для организации деятельности пунктов отгрузки, – уточнил Эдуард Филиппов.

В настоящее время в Иркутской области выдано 829 тыс. идентификационных карт первого образца. Второго образца выпущено порядка 2 тыс. штук, их тестирование производится на территории одного подведомственного учреждения. В будущем, с внедрением карт нового образца лесные инспектора, сотрудники полиции, таможни смогут моментально проверить легальность перевозимой древесины.

– Это станет возможным, как только на федеральном уровне будет принят закон, который введет в правовое поле электронный сопроводительный документ. До этого времени будут действовать бумажные носители. Все наши предложения по реализации новых идентификационных карт в Иркутской области были направлены в профильные ведомства, в том числе Рослесхоз, – отметил Эдуард Филиппов.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко положительно отозвался о результатах пилотного проекта, отметив необходимость внесения изменений в лесное законодательство.