Трудно в учении, легко в бою

Огнеборцы готовятся к пожароопасному сезону

Разработать механизм для поощрения старост поселений, участвующих в борьбе с пожарами. Такое поручение дал губернатор Сергей Левченко по итогам поездки в Качугский район, где 29 марта проходили командно-штабные противопожарные учения. Глава региона не только оценил действия профессиональных огнеборцев, но и отметил важность участия в этой работе добровольческих отрядов и команд.

Авиационный авангард противопожарного фронта

По легенде учений неподалеку от Качуга в двух местах загорелось 250 га леса. Стихию изобразили с помощью дымовых шашек. Последствия вероятной чрезвычайной ситуации – сгоревшие деревья и пять домов на окраине райцентра, ожоги и отравления угарным газом нескольких человек – были, понятно, условными. А отработка действий сил и средств при ликвидации ЧС – максимально приближенной к реальности.

Вот над очагами пожаров зависает вертолет Ми-8. По спусковому устройству на землю высаживается группа десантников. Участников и зрителей учений обдает пылью, которая забивает глаза и объективы камер. Страшно подумать, что было бы, если бы сегодняшний сценарий воплотился в жизнь.

IMG_3250Для сотрудников Иркутской базы авиационной охраны лесов, выступающих сейчас на авансцене учений, такие ситуации – обыденность. В том числе и в природных «декорациях» Качугского района. Несколько жарких лет высушили болота. А высохший торф – отличная пища для огня.

– В итоге многие пожары горят под землей. И когда, кажется, что пожар ликвидирован, он резко появляется вновь, бывает, в нескольких сотнях метрах от изначального места горения. Очень тяжело стало тушить, – рассказывает командир авиазвена Иркутской базы авиационной охраны лесов Евгений Пушмин.

Евгений, летчик-наблюдатель, не раз патрулировал прибайкальскую тайгу, в том числе и здесь, в верховьях Лены. Сидел за штурвалом разных воздушных судов – от «Сессны» до БЕ-200. Чаще всего с ним на борту находятся парашютисты. При обнаружении пожаров в труднодоступной для наземного транспорта местности, Евгений высаживает там группу из четырех-шести человек.

Когда из-за лесных пожаров вводится режим чрезвычайной ситуации, к региональным противопожарным формированиям подключается МЧС. А летом 2016 года сама Иркутская авиаохрана лесов помогала спасательному ведомству искать в тайге его самолет Ил-76, который работал на тушении полыхающей тайги. Борт рухнул на границе Качугского и Казачинско-Ленского районов. 10 человек погибли.

– Упавший Ил-76 на арендованном в Братске вертолете обнаружил наш летчик-наблюдатель Александр Владимирович Антипин, который был сюда прикомандирован с Железногорска-Илимского. Он работал в тяжелейших условиях, в сильном задымлении, когда видимость была метров 50–100. Тем не менее он умудрился увидеть самолет, перебросил с ближайшего пожара группу десантников. Они расчистили площадку для того, чтобы смогли прийти спасатели, – вспоминает Евгений.

Трудно в учении, легко в бою. Накануне лесопожарного сезона парашютисты Иркутской базы уже прошли тренировку в Железногорске-Илимском. На этой неделе с вертолета тренируются пожарные десантники. Они рассредоточены по 14 авиаотделениям по всей области. Контракты по аренде авиатранспорта заключены, ведь все борта берутся в аренду.

– В этом году в Качуге разместим самолет Ан-2, который патрулирует с группой парашютистов на борту. Она будет сразу высаживаться к месту пожара. Это, как показывает опыт, повышает такой показатель, как скорость тушения в первые двое суток. Еще здесь будет вертолет Ми-8, чтобы сразу высаживать десант сюда и сбрасывать воду с водосливного устройства. Дополнительно будет дежурить и самолет «Сессна» на замену для выполнения патрулирования, – по-военному докладывает собеседник, пока его коллеги получают с воздуха груз с запасом продуктов на 10 дней. Легенда учений гласит, что пламя пожарища только разгорается.

Добровольцы готовятся к автопатрулированию

Сценарий закручивается: подул сильный порывистый ветер, и условные пожары устремились к жилым домам. Это заметил патруль старосты поселения. Он дает сигнал в единую диспетчерскую службу. К месту устремляется первая наземная группировка с машиной воды. Более десятка человек, одетых в форму «Добровольной пожарной охраны Иркутской области», ранцевыми огнетушителями обрабатывают огненную кромку.

D44B8717[1]В последнее время ДПО в Качугском районе стала активно развиваться. Например, в Зареченском муниципальном образовании благодаря проекту «Таежная застава», который профинансировал Фонд поддержки президентских грантов, у местной добровольно-пожарной команды появились спецодежда, обувь, пожарно-технический инвентарь и другие, необходимые для борьбы со стихией вещи и инструменты.

– Для нас это существенная помощь. В нашем муниципалитете две деревни и одно село, где живет 471 человек. До райцентра более 70 км, – говорит глава Зареченского МО Ирина Мохова. – А горим мы каждый год. Вокруг тайга. В самой деревне прошлым летом загорелся двухквартирный дом, одну половину всем миром удалось отстоять, тушили просто ведрами. Вопрос создания добровольной пожарной команды назрел давно. В сентябре прошлого года меня народ избрал главой, и я поехала в Иркутск решать этот вопрос.

Перед началом учений о работе Добровольной пожарной охраны Иркутской области губернатору рассказал ее директор Сергей Апанович:

– По утвержденным лесхозами маршрутам мы с ребятами начинаем автопатрулирование в лесных массивах, прилегающих к населенным пунктам. Передвижной пожарно-спасательный пост им уже передали. Здесь находятся огнетушители, в том числе ранцевые, для тушения низовых пожаров, боевая одежда, обувь и спецсредства. Одновременно добровольцы будут раздавать населению полиграфический материал. Кроме того, в лесах заступают на совместное патрулирование бойцы добровольных межмуниципальных противопожарных отрядов и работники лесхозов с участием добросовестных лесоарендаторов. Эта новая форма работы, которую общественники предложили в прошлом году, уже дала свои результаты – в местах, где действовали отряды, статистика пожаров снизилась в два раза.

Грунтометы в помощь

А в самом Качугском районе в прошлом году, по сравнению с 2016-м, удалось сократить сгоревшую от лесных пожаров площадь в четыре раза. Во многом это заслуга новой пожарно-химической станции III типа. На нее 75,6 млн рублей выделило правительство области. 50 местных жителей получили там работу. На вооружении ПХС есть тяжелая техника, в том числе машина с отвалом на базе военного снегоболотохода высокой проходимости. Ее с интересом осматривали профессиональные и добровольные пожарные.

IMG_3310– Когда раньше здесь возникали пожары, технику приходилось гнать из Братска и Усть-Кута. Это очень далеко. Оперативности никакой. ПХС позволяет реагировать чуть ли не на сутки быстрее. Сейчас такую же пожарно-химическую станцию мы закупаем в Казачинско-Ленский район. Правительство Иркутской области также выделило на ее приобретение более 75 млн рублей. Торги объявлены, я думаю, в мае техника поступит. В этом году она будет участвовать там в тушении пожаров, – пояснил замминистра лесного комплекса Иркутской области Валентин Широков.

Любопытно было поглядеть и на чудо-новинку под названием грунтомет. С виду чем-то напоминает сенокосилку. Но механический агрегат авторства российских изобретателей не траву косит, а грунт снимает, заодно делая минерализованную полосу, которой не страшен низовой пожар. Если ноу-хау хорошо покажет себя в деле, к опытным закупленным 12 образцам добавятся новые.

Тем временем уже проверенная в битвах с пожарами техника разворачивалась на учениях. Наступила кульминация. Огонь, по легенде, захватил не только лес, но и часть жилого сектора. Аккумулировались все ресурсы – пожарно-спасательная часть Иркутской области, силы региональных управлений МЧС и МВД, администрация муниципалитета, Центр медицины катастроф и даже электромонтеры Качугского сетевого участка, которым предстоит устранить повреждение опор с проводами. Начинается оповещение населения, эвакуация пострадавших. Над всем этим действом летает беспилотник. Сигнал передается в оперативный штаб по ликвидации ЧС, где установлена тарелка спутниковой связи. Она теперь стала доступней для наземных противопожарных служб, а не только авиационных, что делает работу по борьбе с пожарами в дальних таежных углах более скоординированной со штабами.

Учения оценены положительно

Губернатор Сергей Левченко в целом положительно оценил результаты учений. Он напомнил, что при получении неблагоприятных прогнозов в территориях необходимо незамедлительно вводить круглосуточное дежурство руководящего состава, приводить в готовность системы экстренного оповещения населения, организовывать работу патрульных и контрольных групп. Особое внимание глава региона уделил теме добровольчества:

– У нас много населенных пунктов, в которых территориально не расположены органы местного самоуправления. В этом случае неоценимую помощь в вопросах обеспечения безопасности должны оказывать сельские старосты. Мэров муниципальных районов прошу уделять особое внимание деятельности этих активных граждан. Я даю поручение министерству имущественных отношений до начала пожароопасного сезона подготовить нормативно-правовой акт, утверждающий порядок поощрения сельских старост на региональном уровне. Иркутская область огромная, нельзя рассчитывать исключительно на противопожарные службы. Не могут одни пожарные справиться с задачами, которые стоят по профилактике, предупреждению, да и непосредственно борьбе с пожарами. Поэтому людей нужно предупреждать, напоминать им о том, чтобы они не разводили костров, не сжигали там, где не положено, мусор и т.д. Это огромная работа, которую мы обычно делаем в самом начале пожароопасного периода, и здесь нужны добровольцы. Они выполняют трудную, но очень важную работу.