Родная земля Анатолия Костовского
Выставка произведений одного из самых ярких представителей иркутской школы живописи – заслуженного художника РСФСР Анатолия Костовского «Родная Земля» – открылась в главном здании Иркутского художественного музея. Она посвящена 90-летию мастера, который чуть меньше месяца не дожил до своего юбилея. Он ушел 15 января 2018 года, но, по словам родных, до последних дней продолжал работать над картинами.
– Произведения Анатолия Костовского привлекают, прежде всего, страстным, искренним отношением к миру, – считает искусствовед Светлана Баранова. – Все они интересны не только по композиции, цветовому решению, рисунку, но и по эмоциональному заряду. Краски на его холстах, словно живая материя, пульсируют, передавая обостренно-драматическое восприятие жизни художника.
На выставке представлено более 50 живописных и графических произведений автора из фондов музея, который обладает внушительным наследием этого классика сибирской живописи. Также здесь можно увидеть несколько работ из его личной коллекции, которые предоставила его вдова Зоя Король.
– Мне очень отрадно, что на выставке есть работы не только из запасников, но и из мастерской, – сказала она. – Например, триптих «Байкал», который он писал долго и тщательно, ведь это одна из его любимых тем. «Женский портрет» с краюшкой хлеба – тоже не случайный сюжет, поскольку художник сам стоял у станка и падал в голодные обмороки в военное время. Портреты его друзей – философа Анатолия Сенина и писателя Анатолия Байбородина. Пейзаж села Привольное, ведь художник почти всю область объездил и очень любил деревенский пейзаж. Все эти работы после выставки будут переданы в дар Иркутскому художественному музею, ведь именно этого хотел Анатолий Георгиевич.
Он родился 18 февраля 1928 года в Иркутске. В 1956-м окончил Иркутское художественное училище, где преподавал в 70-е годы. Всю свою жизнь оставался верен родному городу, который обошел вдоль и поперек с этюдником. Он также был активным участником и почетным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
«Всем, что есть во мне от художника, – признавался мастер, – я обязан Иркутску. Его старые бревенчатые домишки научили меня видеть цвет во всем богатстве и сложности взаимоотношений. Они подсказали мне и живопись, и колорит – тот сибирский и неповторимый колорит, который я не встречал нигде больше. Когда смотришь на старые дома или ворота и представляешь, сколько веков прошумело над ними; когда видишь людей, которые здесь жили, и как бы проживаешь их жизнь, тогда раскрывается тебе красота и смысл прошлого. А прошлое всегда помогает понять настоящее».
– Я считаю Анатолия Костовского выдающимся художником, с полотен которого на нас смотрит Россия и Сибирь, – отметил директор Иркутского театра народной драмы Михаил Корнев. – Он воспел в своих картинах Иркутск, который любил всем сердцем. Еще и поэтому нужно увековечить память об этом выдающемся творце. Мы постараемся в этом году присвоить одной из художественных школ города имя Анатолия Костовского, чтобы на его великом имени воспитывалось молодое поколение.
В экспозиции можно увидеть произведения, которые наиболее полно отражают творческий путь художника. Это колоритные и самобытные пейзажи сибирской природы. Деревянный Иркутск, который совсем не выглядит на его полотнах уходящим, ведь он наполнен людьми, живущими своей повседневной жизнью. И портреты, в которых художнику удавалось ухватить самую суть своих моделей.
– Анатолий Костовский – один из самых самобытных художников нашего города, – считает председатель иркутского регионального отделения Союза писателей России Юрий Баранов. – Каждая его работа проникнута любовью к земле иркутской. Все эти полотна показывают его как человека, который чувствует сибирскую природу и город, не случайно буквально за каждым домом у него прячется какая-то интереснейшая история, ведь на его работах не только здания, но и люди, которые населяют этот город.
Родные и знакомые Анатолия Костовского вспоминают, что сам художник хоть и был очень скромным человеком, но в то же время обладал глубоким внутренним достоинством. Несмотря на свой почтенный возраст, он являлся постоянным участником выставок и живо интересовался всем, что происходит в культурной и общественной среде Иркутска.