Замечательная жизнь Василия Сурикова

Книгу «Суриков» из серии «Жизнь замечательных людей» по заказу издательства «Молодая гвардия» написала иркутский искусствовед Татьяна Ясникова. Она вышла к 170-летию живописца. В Иркутске издание представили в Художественном музее им. В. П. Сукачева.

– Василий Суриков был человеком независимым. Эта личность настолько многогранная, что никому не будет скучно читать его биографию, – рассказала Татьяна Ясникова на презентации книги. – Мое увлечение этим художником началось с детских лет. И когда я работала над текстом, то в личной библиотеке нашла книгу внучки живописца Натальи Кончаловской «Дар бесценный» о своем деде, а в ней газету «Пионерская правда» 1973 года. Дело в том, что когда мне было 10 лет, и я жила в Красноярске, то написала эссе о Сурикове, которое не опубликовали в газете из-за того, что письмо пришло, когда юбилейный номер о художнике уже был подготовлен. Однако редакция сообщила мне об этом через газету. Зато с данной книгой я не опоздала.

Татьяна Ясникова не только пишет о творчестве выдающегося мастера исторического портрета, но и прослеживает его связь с личной биографией художника, что придает жизнеописанию живость.

– Картиной всей жизни Сурикова было полотно «Степан Разин», которое он начал писать одновременно с «Боярыней Морозовой», – рассказала автор. – Образ Степана Разина вызревал у Сурикова мучительно. Если на первых эскизах у него был образ княжны, то потом он от него отказался. Он уже успел похоронить свою любимую жену Августу Яковлевну, уход которой переживал очень тяжело. Ее не стало, и он не смог писать Степана Разина, который несет в воду на руках княжну. Герой остался один, как и он сам. Его критиковали, говорили, что Степан Разин должен быть бунтовщиком, ведь уже наступали революционные времена, а тот становился на эскизах Сурикова все задумчивее.

Несмотря на обилие материалов о Василии Сурикове, Татьяне Ясниковой удалось открыть новые аспекты в жизни и воззрениях живописца.

– Я писала эту книгу, имея перед глазами исследования, в которых было очень много противоречивых сведений, поэтому, когда мы говорим, что о художнике написано все, то я с этим не соглашусь, – отметила автор. – Многое о нем замалчивалось, многие биографы старались отделаться от этих фактов общими фразами в угоду политическим и идеологическим воззрениям. Мне захотелось это исправить. Кстати, Суриков оставил очень много бытовых писем, но нигде не изложил свои взгляды, о которых нам остается только гадать. Но есть и другие сведения, по которым мы можем угадать его отношение к тем или иным событиям. Например, картину «Утро стрелецкой казни» он начал создавать после того, как прочел дневники австрийца Иоганна Корба, который был свидетелем данных событий. Тот пишет, что трупы стрельцов не убирали с улиц Москвы в течение трех лет, и город был погружен в ужас и зловоние. В то же время мы считаем Петра I великим человеком, и об этом не принято писать. Словом, в книге читатели найдут немало интересных фактов.

Кстати, в собрании Иркутского художественного музея также есть картины Василия Сурикова. Это подготовительные работы к большим полотнам «Переход Суворова через Альпы» и эскиз к картине «Боярыня Морозова», а также акварельный женский портрет.