Несуразный «Сураз»

Александр Гречман поставил в ТЮЗе спектакль по Шукшину

Премьера спектакля о красоте, которая не только не спасла мир, но и сыграла злую шутку в судьбе ее обладателя, состоялась в Иркутском ТЮЗе. Режиссер Александр Гречман создал на малой сцене постановку по рассказу Василия Шукшина «Сураз».

Ее главный герой – Спиридон Расторгуев, красивый, как «молодой бог», но непутевый парень заканчивает свою жизнь трагически. Что же приводит его к печальному финалу, и можно ли его избежать? Этот вопрос режиссер вместе с артистами исследует в своем спектакле.

_DSC6390– Помимо того, что я режиссер, я еще и преподаю в иркутском энергоколледже и каждый день вижу проблемы современного поколения, – рассказал Александр Гречман. – Молодые люди, на мой взгляд, сегодня сильно оторваны от реальности, не только в физическом, но и в духовном плане. Весь мир приходит к ним по проводам. Кроме того, многие слишком зациклены на внешнем благополучии и красоте. При этом у них катастрофически не хватает ориентиров, которые могут помочь им пережить неизбежные трудности. Здесь на помощь нам приходит литература, а именно – рассказы Василия Шукшина, ведь они лаконичные, но емкие, что вполне в духе сегодняшнего дня.

Нужно отметить, что рассказы эти не только емкие, но и, как правило, пронизаны юмором и оптимизмом. Даже если героев ждет трагический финал. Это жизнелюбие Василия Шукшина режиссер не только перенес в свой спектакль, но и усилил его, дополнив действие веселыми сценами. Главной же музыкальной темой спектакля стала Финская полька, которая вполне соответствует духу и образу жизни героя, ведь он живет бесшабашно, словно танцует веселый танец, любит женщин, пьет вино и не думает о завтрашнем дне. Словно назло своей ангельской внешности.

– Красивые черты лица Спирьки Расторгуева не к месту, как изысканный серебряный столовый прибор среди деревянных ложек и чугунного котелка, – считает Александр Гречман. – «Байрон! Маленький Байрон» – восхищается им, еще пятиклассником, учительница немецкого. За что в ответ получает отборный мат, которого бы «постеснялся пьяный мужик». Он осознанно сопротивляется своей красоте, заведомо принижая или не обращая внимания на то, что досталось от природы.

_DSC6649История Спиридона Расторгуева разворачивается на фоне весьма аскетичных декораций, изображающих деревенский быт. Главную роль в спектакле исполнил артист Сергей Павлов – один из любимых артистов Александра Гречмана. Он воплотил на сцене образ молодого человека, который, как флаг, по жизни несет свое происхождение. «Сураз я!.. Сураз! Был в этих местах один ухарь. Кожи собирал, заготовитель. Ну, заодно и меня заготовил», – говорит он сам про себя. Мать (Марина Егорова, Татьяна Чадина) зачала Спиридона от этого «заезжего молодца», который обладал удивительной красотой, и сын унаследовал его внешность. Однако к ней прилагался еще и очень свободолюбивый отцовский характер. Кстати, в словаре Даля «сураз» имеет еще одно значение – «бедовый случай, удар, огорчение». И таких в жизни героя было немало. С детства он дрался, хулиганил, с пятого класса перестал ходить в школу. Кстати, в спектакле роль молодого Спиридона исполняет студент Иркутского театрального училища Дмитрий Ахулаев. Потом парень сел за разбой – вместе с «отпетым чухонцем» (Александр Карпенко) они отняли ящик водки.

– После отсидки Спиридон подсознательно стремится выровнять лукавый перекос, хочет сотворить себя сам, создать красоту внутри или хотя бы в поступках, – отметил Александр Гречман. – Может, поэтому он «вернулся из тюрьмы… необыкновенно добрым», помогал старикам, и мягче стал относиться к матери, которая в детстве нещадно лупила его за проступки, видимо, узнавая в нем отца.

Установившуюся было идиллию в жизни Спиридона меняет заезжая семейная пара. Герой, который до 37 лет захаживал к разведенкам и вдовам и куролесил с девками, внезапно влюбляется в учительницу пения Ирину (Анна Терехова). Привыкший сразу получать то, что он хочет, он приходит к ней в дом, дарит букет жарков и пытается поцеловать. Тут возвращается муж – учитель физкультуры (Дмитрий Иванов), который безжалостно избивает наглеца. От неожиданности и обиды Спиридон сначала хочет убить обидчика, но когда это ему не удается, сам пытается застрелиться, но выходит осечка. Тогда ему является пожилая женщина (Людмила Попкова). Она моет его и рассказывает историю про Божию Матерь, которая плачет на кладбище по современной молодежи, а потом, как покойнику, закрывает ему глаза. После этого эпизода герой иначе начинает смотреть на свою жизнь, пытается выяснить, уважают ли его односельчане.

– Он вдруг осознает, что любят совсем не его, а его божественную внешность, – пояснил Александр Гречман. – Он, будучи в сущности неплохим парнем, не знает, как противостоять этим ударам судьбы, которые задели его за живое. Не понимает, как выйти из этой ловушки, ведь он не наработал опыта настоящих отношений, поэтому не видит другого выхода, кроме как прекратить собственную жизнь. Мне бы хотелось этим спектаклем уберечь молодое поколение от подобных ошибок и тем более фатальных поступков, после которых уже ничего в жизни нельзя изменить.

В финале к Александру Павлову вновь присоединяется его юное альтер эго – Дмитрий Ахулаев. Вместе они сначала читают Байрона, а потом пускаются вприсядку. Словно напоминая зрителям, что в жизни, как в театре, все можно переиграть пока не опущен занавес.