Весь мир в одной коробке!

Путешествовать по Европе, Африке, Индокитаю, Новой Гвинее и странам Латинской Америки качугские школьники могут, не покидая родного поселка. Об экзотических странах им расскажут бабочки, собранные в удивительной коллекции Юрия Сегина. Бывший военный не просто собирает редчайшие экземпляры, а еще учит ребятишек, как получить из невзрачной куколки настоящее чудо среди суровой сибирской зимы.

– Вырастить бабочку совсем несложно, – объясняет Юрий. – Наблюдать метаморфозы личинки в гусеницу, а гусеницы – в бабочку можно всего за несколько недель. Бабочки бывают летнего поколения и зимнего. Первые – это весенние гусеницы, которые летом откормились, окуклились и через две недели вывелись в тепло. Когда идет зимний процесс окукливания, личинка из гусеницы превращается в куколку и зимует. Потом ее заносишь в тепло, и она через определенное время превращается в бабочку. Представляете: зимой, когда за окнами сугробы и мороз под сорок градусов, у тебя дома порхает этакая гостья!

MU7A1921О своей страсти к хрупким созданиям Юрий может говорить бесконечно. Коллекцию он начал собирать лет 30 назад, а вообще интерес к миру насекомых появился у него в раннем детстве. Мальчишкой он с азартом разыскивал гусениц, выкармливал, чтобы затем они превратились у него дома в разноцветных красавиц. Большая часть его взрослой жизни оказалась весьма далекой от детского увлечения, но, видимо, настолько сильным и настоящим оно было, что, однажды, случайно увидев в сувенирном магазине коллекцию бабочек, он вернулся к нему с удвоенным пылом.

MU7A1972

Родился и вырос Юрий в небольшом рабочем поселке Ардатов Нижегородской области. Его мама преподавала в школе, а отец всю жизнь проработал на заводе инструментальщиком. Никакого отношения никто из них к энтомологии никогда не имел. Заметив интерес сына к разным букашкам, они настоятельно советовали ему поступать в Арзамасский пединститут, но он выбрал для себя карьеру военного. Окончив школу, стал курсантом Харьковского высшего военно-инженерного командного училища. Потом была служба на космодроме в Плесецке и в Иркутской ракетной дивизии. Отслужив в армии 25 лет, ушел в отставку в звании майора. Поселиться на пенсии решил в Качуге, ибо, как признается, «город его всегда тяготил, а здесь были друзья и, главное – охота и рыбалка, до которых он большой любитель».

MU7A2073Коллекция началась с местного «материала», но поскольку российский энтомологический мир достаточно беден, Юрий вскоре перешел на заморские экземпляры. Что-то обменивал у «коллег», что-то покупал, а кое-что ловил и сам.

– Конечно, о дальних странах мечталось всю жизнь, – поясняет он, – но в советские времена это было просто нереально, к тому же из-за своей специальности я несколько лет был невыездным.

Первая заграничная экспедиция, в которой принял участие Юрий Сегин, была по Юго-Восточной Азии: северному Таиланду, Вьетнаму и Лаосу. Вспоминает: это были очень сложные путешествия, радикально отличающиеся от поездок по туристическим путевкам.

– Наша сибирская тайга в -40 может показаться раем по сравнению с джунглями Меконга в Лаосе или горными дождевыми лесами Вьетнама, – рассказывает любитель-энтомолог. – А еще тропические ливни, когда несколько часов подряд с неба льет как из ведра вода такой же температуры, как вода в нашей любимой Лене зимой, а из одежды на тебе футболка и шорты… Можно целый день ехать по какой-нибудь горной дороге, сплошь состоящей из крутых поворотов. В автобусе сидеть приходилось вперемешку с курами, утками, свиньями, внешне напоминающими шарпеев, связками бананов и коробками с какими-то сушеными поганками… И никто не подскажет, что ты уже целый день едешь не туда, а вообще, в обратную сторону… А когда ты, наконец, понимаешь это, тебя высаживают без комментариев в какой-то деревухе, состоящей из двух десятков хижин, прилепившихся к пропасти. Главной проблемой становится понять, где ты и как отсюда выбраться. Зато какие диковинные насекомые летят на свет твоей лампы в таких местах!

MU7A2019

Юрий по очереди снимает со стен застекленные огромные коробки, то и дело давая пояснения их обитателям:

– Это лаосская, это – вьетнамская, павлиноглазки, урании, бражники, совки…

В его коллекции более 1,5 тыс. экземпляров. Самая большая – птицекрылка голиаф. Он обитает в горных тропических лесах на высоте от 500 до 1500 м над уровнем моря. По утверждению путешественников, блеск их крыльев виден даже с самолета! Их называют «голубыми молниями». Брасолиды или калиго – гигантские сумеречные бабочки, крылья которых окрашены в темный, с таинственным глубоким синим или фиолетовым отливом цвет, а рядом амантузиды и нимфолиды, очаровывающие мозаично-пестрым узором из глазков и поперечных перевязей.

80% экспонатов – это бабочки ночные. Именно они, по словам Юрия, представляют наибольший интерес, потому что менее изучены. Есть у него павлиноглазок – Аттакус Атлас, широко распространенная от Северо-Восточной Индии до Новой Гвинеи. Размах их гигантских крыльев достигает 30 см!

– Мне, кстати, посчастливилось видеть Аттакуса в природе, – хвалится хозяин. – Это было в горных джунглях реки Меконг. Он прилетел в полночь, на свет специальной лампы, но, к сожалению, не сел ни на экран, ни поблизости. Зрелище, конечно, ошеломляющее! Он же намного крупнее многих птиц! Впечатление неизгладимое!

Самые редкие бабочки в его коллекции – императорский Тейнопальпус (его родина Северный Таиланд) и один из представителей бражников, пойманный в Лаосе. Его описания в литературе Юрий найти не смог, как ни старался. Скорее всего, этот вид науке пока неизвестен. Сейчас данный экземпляр находится в Москве, и если ученые-энтомологи его так и не идентифицируют, то, вероятнее всего, ему будет присвоено имя качугского любителя-коллекционера.

MU7A1900

Бражники – вообще особая страсть Юрия. В его коллекции их около 50 видов. Бабочки эти сумеречные. Они самые лучшие летуны, скорость их полета достигает 60 км/час! Способны преодолевать огромные расстояния. В нашей местности обитает шесть видов бражников, и все они есть у Сегина. Даже самая редкая в нашем регионе – рыжий ночной павлиний глаз – единственный представитель семейства сатурний. А пойман он был в их огороде супругой Анной. Сам же Юрий у себя во дворе изловил еще одну диковинку вида бражников, ареол обитания которого – граница Монголии и север Китая.

Вечер за интереснейшим разговором давно перетек в ночь. Если уж мы забыли о времени, надо ли говорить, с каким интересом Юрия слушают дети. Они, кстати, частые гости у Сегиных. Приходят целыми классами. Тем, кто всерьез увлекается энтомологией, коллекционер раскрывает все секреты, а еще помогает вырастить маленькое живое чудо прямо дома. Прощаясь, Юрий рассказал о своих планах. В ближайшее время он готовится к очередной экспедиции. Собирается побывать в Колумбии, Перу – потому что там, по его словам, бабочек больше, чем во всем мире, Коста-Рике, Французской Гвиане, Эквадоре. А еще мечтает отправиться в предгорья Саян, чтобы найти так называемых парнасов – высокогорных парусников, которые живут на границе с ледниками на альпийских лугах.

– Если у вас сердце искателя, мечтателя и путешественника, оно всегда зовет в дорогу, – уверяет он. – А значит, самые интересные открытия еще впереди.