Сельская школа – территория развития

В преддверии Дня учителя в Иркутске открылся областной съезд сельских учителей. На него съехались около 400 педагогов из 32 муниципалитетов.

В этот же день, 150 лет назад, в 1867 году в Иркутске проходил 1-й педагогический съезд Восточной Сибири. В нем участвовали учителя Иркутского уездного училища и училищ Иркутского, Верхоленского, Балаганского и Нижнеудинского округов. Как и сотни лет назад, сегодня сельские педагоги сеют в жизни «разумное, доброе, вечное».

Приветствуя делегатов съезда, губернатор Сергей Левченко отметил их особую роль в развитии системы образования Приангарья и поблагодарил за верность выбранной профессии.

– Сегодня на селе работает 7 тыс. педагогов. Мы строим в сельских территориях школы и детские сады, жилье для учителей, выплачиваем подъемные для молодых специалистов. С 2014 года в сельских школах Приангарья внедряется модель агробизнесобразования, для того чтобы выпускник школы, как гражданин и труженик, делал осознанный выбор – работать на земле. Вы всегда на виду у своих земляков в работе и повседневной жизни. Ваша задача – не просто дать знания, но и привить детям любовь к родному краю. От того, какой фундамент вы заложите в них, зависит будущее Иркутской области и России, – напутствовал педагогов глава региона.

От имени депутатов Законодательного Собрания сельских учителей приветствовала вице-спикер Наталья Дикусарова. Она рассказала, что в этом году особое внимание уделяется состоянию и материально-техническому оснащению учреждений образования, во многих школах и детских садах были проведены капитальные ремонты. Кроме того, по инициативе депутатского корпуса было принято решение об оснащении школ, в которых проведен капремонт, новым оборудованием и мебелью.

– Приближается День учителя, и для всех нас – это возможность сказать спасибо за ваш труд, за ваше беспокойное сердце. Вы – наши главные союзники в воспитании детей. И мы вместе с детьми всегда чему-то учимся у вас, – обратилась к педагогам Наталья Дикусарова.

Съезд станет местом нескольких дискуссионных площадок, круглых столов и диалог-клубов, на которых будут обсуждаться вопросы современной модели сельской школы, доступности качественного образования на селе, развития кадрового потенциала, а также патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Какой он – сельский учитель?

Наталья Полякова, учитель истории Мамоновской средней школы, Иркутский район:

– Специфика работы сельского учителя в том, что мы видим разный контингент ребят. Сельские ребята растут и живут на земле. Наша задача – дать им не только образование, но и привить чувство хозяина, ответственное отношение к этой земле. В нашей школе работает модель агробизнесобразования. Ребята учатся конкретным сельским специальностям, остаются работать на селе. Также наша школа стала участником регионального проекта по созданию службы школьной медитации. И перед нами стоит задача – научить наших детей быть эффективными коммуникаторами, успешно решать все проблемы и конфликты.

Татьяна Карпова, учитель информационных технологий школы № 7 села Сосновка, Усольский район:

– Учитель на селе – это великий труженик. Традиционно в селах меньше родителей с высшим образованием. Некоторые родители, отдавая ребенка в школу, перекладывают функции по его воспитанию на педагогов.

Сельским учителям живется чуть сложнее, чем городским, в бытовом плане. В нашей школе трудно с оргтехникой – компьютеры уже не новые, есть проблемы с интернетом. Что касается сельских школьников, у них меньше, по сравнению с городскими сверстниками, выбора в плане дополнительного образования, меньше кружков и секций.

Светлана Крупенева, учитель истории Солонецкой школы, Нижнеудинский район:

– Специфика сельской школы в том, что здесь нет параллелей. Я каждого ребенка веду с пятого класса и до выпуска. Меньше учеников – больше возможности индивидуально поработать с каждым. Репетиторов на селе нет, поэтому надеяться приходится только на знания, полученные в школе. И потом, не у каждой сельской семьи есть возможность купить ребенку компьютер, оплачивать интернет, чтобы он получал из всемирной сети дополнительные знания.

Раиса Амагаева, директор Усть-Алтанской школы, Осинский район:

– Несмотря на разницу менталитетов, сельские дети – такие же, как горожане, они читают те же книги, у них те же интересы, они требуют такого же внимания к себе. И отрадно видеть результаты своих трудов – высокие оценки, прекрасные результаты ЕГЭ деревенских ребятишек.

Сельскому учителю работать, конечно, сложнее – живя в селе, он знает всех, все знают его. Он должен быть всегда одинаково требовательным для всех.