Бедная Нелли

Дочь декабриста Сергея Волконского Елена была необыкновенно хороша собой. Но в жизни ей выпало немало страданий, поэтому родные и близкие в переписке часто называли ее «бедная Нелли». Выставка, посвященная ее удивительной судьбе, открылась в Усадьбе Волконских. Ее посетили потомки – светлейший князь Александр Петрович Волконский из Парижа и Андрей Сергеевич Кочубей из Нью-Йорка.

– Моя прабабушка – Елена Сергеевна была невероятным человеком, ее все любили, говорят, она была настоящим центром притяжения нашей семьи, – отметил Андрей Кочубей. – У нас сохранились ее фотографии, которые передавались из поколения в поколение, и некоторые из них выставлены в Музее декабристов.

MU7A2041В экспозиции можно не только увидеть предметы XIX – начала XX века, фотографии и графические портреты главной героини выставки, но и прочитать фрагменты переписки, рассказывающей о самых важных моментах биографии Елены Сергеевны. Для удобства они размещены на развешанных в пространстве экспозиции щитах.

– Нелли родилась на каторге в Петровском заводе, потом вместе с семьей переехала в Урик, а затем и в Иркутск, – рассказала директор Иркутского музея декабристов Елена Добрынина. – До замужества она жила именно в этом доме, здесь прошли годы ее детства, и она писала, что самое счастливое время ее жизни – до 13 лет, когда она была окружена любовью родителей, близких и друзей, прошло именно в Сибири.

Выставку открывает витрина с игрушками, которые могли быть у маленькой Нелли. Это кукла с фарфоровой головкой, мамина азбука, детский чепчик, лошадка, карета, щелкунчик. Бальные туфельки скорее всего могла прислать ее тетя – Анна Михайловна Раевская, ведь мать девочки – Мария Волконская писала ей, что Неленька очень довольна ее подарками, особенно туфельками для танцев.

Счастливая юность Елены Волконской закончилась, когда она в 16 лет по настоянию матери вышла замуж за чиновника администрации генерал-губернатора Восточной Сибири Дмитрия Молчанова, который был отличным юристом и разбирал сложнейшие дела.

– Декабристы, которые знали его по службе в Западной Сибири, относились к нему крайне негативно, – отметила Елена Добрынина. – В этом браке Нелли сначала потеряла двух детей, потом началось печально известное Занадворовское дело, по которому ее мужа обвинили во взятке.

MU7A2023В это время у Нелли рождается сын Сергей, а в 1854-м они с супругом навсегда уезжают из Иркутска, оставляя мальчика на попечение бабушки с дедушкой. Дмитрий Молчанов заболевает еще в Иркутске. Он страдает от частичной парализации конечностей, потому у него случается разлитие желчи. От сильной боли он постепенно сходит с ума и, по словам очевидцев, в последние годы жизни бросается в жену стульями.

– Тем не менее в 1856 году Елена Сергеевна посетила коронацию Александра II, где, по словам ее племянника, она танцевала с императором, который потом спросил: «Кто эта красавица?», – рассказала Елена Добрынина. – И Михаил Волконский прямо с коронации вернулся с Манифестом об освобождении декабристов. Мы постарались показать все портреты Елены Сергеевны, которые у нас есть, особенно в юности, когда она была удивительно хороша. При этом она еще и обладала прекрасным чувством юмора. В одном из писем она говорит про себя, что располнела, и на ее бедрах висят огромные окорока, но лицо по-прежнему как у борзой собаки.

MU7A1894На выставке можно увидеть еще один детский уголок второй половины XIX века. Он показывает игрушки, в которые могли бы играть дети Елены Сергеевны. Это куклы, кубики, картинки, детский сервиз. Все эти предметы подарила Музею декабристов семья Гринберг. Напротив детского уголка в центральном зале представлена инсталляция кареты, которая является квинтэссенцией жизни Нелли, полной постоянных переездов и тревог. За окном постоянно меняющийся под цокот копыт пейзаж. Внутри кареты дорожный письменный прибор, самовар, книги, расшитый бисером саквояж и все то, что могло быть в арсенале путешественника того времени.

– Несмотря на то что Нелли была бедная и перенесла такое количество невзгод и страданий, она выполнила свою миссию в жизни – построила дом, и не один, посадила дерево, и не одно, родила сыновей, и не одного, – подчеркнула Елена Добрынина. – Имея такой сильный характер, она была очень добрым и великодушным человеком, недаром ее любили все члены семьи и друзья, о чем свидетельствуют письма и воспоминания.

Елена Сергеевна еще дважды была замужем, родила четырех детей. Похоронила не только родителей, но и мужей и близких подруг. Управляла огромными имениями в Полтавской и Черниговской губерниях, воспитывала не только своих, но и приемных детей. Построила несколько домов и церковь. А гостиная в последнем зале позволяет окунуться в атмосферу имения Вейзбаховка, где Нелли провела последние годы своей жизни.