Старинные ремесла Атагая

Получать льняное масло и сибирский копорский чай, плести лапти из рогоза и изготавливать глиняную посуду решили сотрудники Центра славянской культуры села Атагай. Более десяти лет они восстанавливают старинные славянские промыслы и ремесла, собирают фольклор, занимаются краеведением и сохранением культурных традиций трех славянских народов: русского, белорусского и украинского.

IMG_7582_resizeЦентр славянской культуры поселка Атагай давно стал брендом Нижнеудинского района. Сюда привозят высоких гостей, на его базе проводят различные районные праздники и выставки, его сотрудники представляют район на областных конкурсах и фестивалях. В своем селе Центр и вовсе стал настоящим средоточием всей культурной жизни: в нем находится и краеведческий музей, и клуб для сельчан, где ведется великое множество всевозможных кружков, возрождающих народные традиции и ремесла, и даже филиал школы, поскольку среди его экспозиций частенько проходят уроки истории. Кроме того, на базе Центра ведутся уроки фольклора из цикла «Живая старина» и проводятся «Недели национальных культур».

IMG_7590_resizeIMG_7550_resizeСам поселок в июне этого года отметил 80-летний юбилей. Но точной даты образования села нет. То, что Атагай гораздо старше официально отмеченной даты, сомнения не вызывает. В переводе с бурятского название обозначает «красная гора». Центр славянской культуры в Атагае возник неслучайно – в самом поселке и деревушках, расположившихся поблизости, селились предки русских, украинцев и белорусов, перебравшихся в Сибирь более века назад. Работает Центр с 2004 года по проекту «Без прошлого нет будущего» в рамках областной программы «Культура села». Открыт он был при поддержке администрации Нижнеудинского района. В 2014 году ему присвоено звание народного.

С момента открытия Центра сотрудниками проделана огромная работа: созданы фольклорный коллектив «Отрада» и детский ансамбль «Родничок», ткацкая мастерская «Ставешок» и мастерская по народной вышивке и вязанию «Украсы», разработаны программы «Игры дедушки Тита» и «Мастерская бабушки Лукерьи», открыт маленький, но самый настоящий краеведческий музей. Здесь можно увидеть работы из бересты и войлока, авторские куклы и прекрасные ковры, ажурные салфетки, скатерти и народные костюмы, щедро украшенные элементами декора, которые бытовали когда-то среди умельцев-переселенцев из центральной России, Украины и Беларуси. В местном музее хранятся экспонаты, отражающие всю историю Атагая: старинные кресты, дореволюционные монеты, предметы сельского быта, орудия труда, мебель…

IMG_7594_resizeВ память о Гражданской войне здесь сохранились гильзы, патроны и даже пушечное ядро, неведомо как попавшее в село. О годах Великой Отечественной – фронтовые треугольники, награды и воспоминания участников войны. В центре воссоздана праздничная горница и сельские мастерские. Энтузиасты занимаются изготовлением различных оберегов, декоративных изделий, вышивкой, керамикой, валянием, бисероплетением… Возрождают старинные уличные детские игры и праздники. Однако самым знаковым и необычным проектом Славянского центра можно считать проект «Сибирский шелк». Так издавна в Сибири называли лен. А в центральной части страны его и вовсе нарекали «величеством». Растили в хозяйстве лен – значит, вся семья была одета. Изделия из него – крепкие, нарядные – пользовались популярностью во все времена, а вот секреты выращивания льна и изготовления из него изделий оказались изрядно подзабыты. Атагайские мастерицы решили исправить эту историческую несправедливость.

IMG_7600_resize– Все началось с того, что по крупицам, по гвоздикам-дощечкам мы собрали старинный деревенский ткацкий станок, – вспоминает бессменный руководитель Центра славянской культуры Любовь Ванцай. – Но ведь этого недостаточно, станок должен был работать! Методист Татьяна Верхотурова нашла в Укаре бабушку, которая показала, как им пользоваться. Ткать оказалось несложно, главное – правильно нанизать основу. Еще нужен был настоящий материал – лен. А где взять, если в наших краях его не выращивают уже более полувека? Решили вырастить сами, а потом соткать из него полотно.

IMG_7570_resizeВо время экспедиций и по рассказам старожилов Марии Андреевны Дмитриевой и Лидии Ивановны Барышевой энтузиасты выяснили, что в Нижнеудинском районе в середине прошлого столетия занимались производством и обработкой льна. Купили семена в обычной аптеке, посадили и вырастили, но при его обработке столкнулись с некоторыми трудностями: лен уродился высокий, но толстый, к тому же обрабатывать его было нечем. Потребовались мялка, вьюшка, чесок… Сотрудницы Центра задались целью их не просто разыскать, но и научиться ими пользоваться. Активное участие в доработке проекта приняли все те же старожилы, много рассказавшие о культуре выращивания льна, энтузиасты работали в архивах, а еще подключали собственную фантазию и умелые руки. И результат превзошел все ожидания!

Сегодня атагайские мастерицы освоили все виды ткачества: закладное, выборное, переборное, бранное, ажур… Обучились и петельной вышивке – из-под их рук выходят диковинные ковры, расписные подушки, даже герб Нижнеудинского района! Теперь они мечтают сшить себе национальные костюмы изо льна, выращенного и обработанного своими руками, а еще хотят научиться производить настоящее льняное масло. С помощью недавно приобретенного гончарного круга надеются возродить гончарный промысел, чтобы начать производство декоративной посуды, планируют освоить плетение лаптей из рогоза и производство сибирского напитка из иван-чая.

IMG_7548_resize– Все время, пока существует наш Центр славянской культуры, мы занимаемся возрождением народных традиционных культур, потому что уверены – без прошлого нет будущего, – говорит Любовь Ванцай. – К нам ходят заниматься ребятишки, делятся своим мастерством бабушки и дедушки. Пусть не у всех детей, но у кого-то это отложится, кого-то их творчество зацепит. И так продолжится жизнь, наши корни, а значит, будет жить Россия.