Три Иннокентия

В 2017 году Иркутская область будет отмечать 80-летие. В преддверии юбилея газета «Областная» решила перелистать страницы истории нашего региона. Мы не собираемся создавать новый учебник по краеведению или переписывать старые, наша задача проще: вместе с историками, музейщиками, архивистами поговорить о прошлом региона, чтобы понять – какое будущее ждет нас. В этом совместном проекте объединены усилия газеты «Областная», Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Иркутского областного краеведческого музея, архивного агентства Иркутской области и исторического факультета ИГУ.

Клуб молодых ученых «Альянс» начал зимние встречи в рамках проекта «Прогулки по старому Иркутску». Первая лекция под названием «Три Иннокентия» была посвящена первому иркутскому епископу Иннокентию Кульчицкому, святителю Иннокентию Вениаминову и купцу-меценату Иннокентию Сибирякову. Всех их объединяет не только верное служение православной вере, но и настоящий патриотизм.

Авторы лекции – доктор исторических наук, профессор ИГУ Вадим Шахеров, кандидат исторических наук, доцент ИРНИТУ, старший научный сотрудник Музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова Наталья Гаврилова, историк и искусствовед Тамара Крючкова.

От смышленого академиста до святителя

280px-Innocent_of_Irkutsk
Фото: wikimedia.org

Уроженец Черниговской губернии Иннокентий Кульчицкий попал в Иркутск случайно. Точная дата рождения святителя неизвестна – приблизительно между 1680 и 1682 годами. Он был умным мальчиком, поступил в Киевскую духовную академию. Учась в ней, принял монашеский пост. Закончил учебное заведение в 1706 году. Затем поступил в Киево-Печерскую лавру, откуда его как ученого монаха пригласили в Москву. Там он преподавал до 1719 года. После был переведен в Петербург и назначен обер-иеромонахом в финском городе Або. По морскому уставу, составленному Петром I, под началом обер-иеромонаха состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли.

В 1720 году произошло событие, которое полностью изменило путь будущего святителя. Он был назначен главой духовной миссии в Китай. Чтобы придать миссии большую важность, Кульчицкий стал епископом Переяславским. В 1722 году он вместе со своей свитой прибыл в Иркутск. Однако китайский император, в нарушение договоренностей, отказался принимать миссию. Китайских чиновников смущал высокий сан начальника миссии, между государствами оставались нерешенными пограничные споры… Пять лет длилась переписка между китайским и русским правительством. В конце концов миссия отправилась в Китай под началом архимандрита Антония (Платковского), а Иннокентий возглавил Иркутскую епархию. Ее святитель возглавлял всего четыре года – до своей смерти в 1731 году. Иннокентий был слаб здоровьем, у него часто случались головные боли из-за полученной на флоте травмы. 27 ноября 1731 года он умер. Его похоронили в деревянном храме во имя Тихвинской Божией Матери Вознесенского монастыря. Через 33 года произошло необычайное событие: храм начали ремонтировать и обнаружили гроб, в котором похоронен святитель. Его вскрыли. Оказалось, что тело святителя совершенно не изменилось за это время. Позже произошло еще одно чудесное событие. В 1783 году в Вознесенском монастыре произошел крупный пожар. Сгорело множество каменных зданий, а вот деревянная Тихвинская церковь чудесным образом сохранилась. Иркутяне были уверены: это Иннокентий оберегал храм.

В конце XVIII века в Иркутск приехала комиссия Святого Синода, которая освидетельствовала мощи Иннокентия Кульчицкого. В 1804 году святитель был канонизирован. В Иркутске канонизация праздновалась в феврале следующего года, тогда состоялся крестный ход из центра города в Вознесенский монастырь. Мощи святителя Иннокентия из деревянной церкви перенесли в главный Вознесенский храм.

В начале XIX века мощи Иннокентия были положены в серебряную раку, заказанную на средства купцов Сибиряковых в Москве. На ее изготовление было истрачено значительное количество серебра. Богомольцы постоянно шли к святителю, чтобы помолиться, рассказать о своих печалях, болях. Вскоре появились храмы в честь святителя Иннокентия. На территории Иркутской епархии было освящено более 100 храмов в честь святителя, несколько из них – в Иркутске. Это были и отдельно стоящие храмовые здания, и приделы в больших храмах. Также храмы в честь святителя Иннокентия были устроены не только на территории Сибири, но и в Москве, Петербурге и других городах.

И, конечно, в честь святителя Иннокентия создавалось очень много икон. Самая древняя из дошедших до наших дней – портрет-икона. Она хранится в Иркутском художественном музее. В книге «Сибирский портрет» она датирована концом XVIII – началом XIX века. Автор прогулки Тамара Крючкова считает, что это может быть прижизненная икона, написанная дьяконом из свиты Иннокентия, либо ее копия.

Во время канонизации святителей для покрытия мощей вышивались покрова. Известно, что иркутянка Екатерина Александровна Постникова несколько лет работала над покровом и вышила его по бархату золотым шитьем. И этот покров она отправила в подарок царской семье. Но император Александр Павлович решил, что покров должен находиться в Иркутске, и выслал его обратно. А за такой огромный труд подарил Постниковой 300 рублей. Этот покров все время находился в Вознесенском монастыре возле раки святителя Иннокентия. Сейчас его местонахождение неизвестно.

Во время раскопок в музее Тальцы были найдены несколько бутылочек с рельефным изображением святителя Иннокентия. Делались эти бутылочки по заказу Вознесенского монастыря. Все, кто хотел унести домой целебное масло от лампады святителя, покупали такие бутылочки.

В 20-е годы мощи святителя подверглись глумлению, а после были увезены из Иркутска в Москву. В столице мощи Иннокентия Кульчицкого вместе с мощами других святых сначала попали в анатомический музей, а потом и вовсе пропали. Говорили, что мощи перевезли в Ярославль, но те, кто был причастен к этому, пропали во время репрессий 30-х годов. В послевоенное время местонахождение мощей было неизвестно, только благодаря усилиям сотрудников краеведческого музея Иркутска удалось установить, что мощи находятся в Ярославле. В 1990-м году они вернулись в столицу Приангарья.

Епископ на Алеутских островах

i800_1
Фото: irkipedia.ru

В следующем году будет отмечаться 220 лет со дня рождения и 40 лет со дня канонизации Иннокентия Вениаминова. Жизненный путь простого сына сельского священника с верховьев Лены до апостола Сибири и Америки, митрополита Московского и Коломенского был чрезвычайно необычен не только для Иркутска и Сибири, но и для всей России того времени. Тем не менее в последние несколько лет об Иннокентии Вениаминове написано и сказано довольно много, поэтому профессор Вадим Шахеров не стал подробно останавливаться на его биографии, а акцентировал внимание на миссионерской, научной, просветительской деятельности Вениаминова на Аляске.

Что послужило причиной его отправки в неизвестные просторы? Многие опасались длительного пути и работы среди народов, некоторые были воинственно настроены. Бывали случаи, когда во время столкновений убивали русских миссионеров. Видимо, сыграло роль не только личное мужество Иннокентия. В Иркутске в то время было много ученых, которые ездили, плавали на Аляску и возвращались обратно. Возвратившись, они активно рассказывали о том, что видели. Кроме того, во время своего обучения в Иркутске Иннокентий Вениаминов попал в период прославления святителя Иннокентия. И это тоже могло повлиять на дальнейшую судьбу Вениаминова. Не случайно он выбрал свое имя, когда принимал постриг.

Вениаминов был отправлен на остров Уналашка на Алеутских островах. К тому времени последние священнослужители там были лет за 15–20 до него. Ему практически приходилось начинать всю деятельность заново. Первый год пришлось жить в землянке – жилья особого на острове не было. Помогли Иннокентию его оптимизм по жизни и умение все делать своими руками. Этот человек был необычайно любопытен, его интересовало все – разные языки, народы. А еще с детства он присматривался к разным умельцам. Известно, что очень многому он научился у своего дяди, который был монахом в Вознесенском монастыре и умел работать по дереву. Он ремонтировал часы, мастерил сложные механизмы – например, музыкальные органчики. На Уналашке Иннокентий Вениаминов почти собственноручно построил церковь в честь вознесения Христова – она одна из самых старых, сохранившихся до наших дней.

Человек очень разносторонний, и именно это привлекало к нему население – россияне и жители острова смотрели на него как на чудо, и он был постоянно окружен учениками. Одна из главных миссий святителя Иннокентия – создание школ. Он очень многое делал для обучения детей – выходцев из смешанных браков и коренного населения. Сначала организовал простое образование, чтобы дети получали первые знания о мире, а со временем еще и открывал духовные школы – семинарии. Таким образом, он готовил себе смену, потому что прекрасно понимал, что в Русскую Америку Россия не сможет отправлять много священнослужителей, нужно было готовить кадры на месте.

За десять лет его миссия охватила не только Уналашку, но и другие острова, на которых находились русские поселения. Поэтому ему приходилось много путешествовать по всей этой территории и проводить там миссионерскую деятельность. Индейцы постепенно привыкали к тому, что есть такие люди, которые не пытаются использовать их как наемную рабочую силу. Когда Иннокентий проводил беседы, он не чуждался часами, а то и днями, говорить на разные темы, с жадностью слушал, что индейцы рассказывали ему о своих представлениях о мире, обычаях, а сам запоминал, записывал. Иннокентий понимал: чтобы донести слово Божие до этих народов, надо не просто барьеры поломать, а суметь создать письменность, чтобы на новый язык перевести божественные сочинения, православные молитвы.

Руководство Русско-Американской компании заметило активную деятельность Иннокентия Вениаминова. И спустя 10 лет он был отправлен уже в центр русской Америки – город Новоархангельск (ныне Ситка). Там он, прежде всего, взялся за устройство нового храма. В городе была старая Михаило-Архангельская церковь. И Вениаминов перестроил ее. В 1964 году в Ситке произошел большой пожар, сгорело больше половины поселения, в том числе и деревянная Михаило-Архангельская церковь. Потом ее восстанавливали всем миром, причем делали это не столько американцы, сколько местное население. При этом им удалось сохранить образ церкви, несмотря на то что она сделана из железобетона. Во время пожара жители смогли спасти почти все, что находилось внутри церкви. Сегодня в церкви хранятся несколько подлинных вещей самого святителя, например, старая потертая Библия.

Иннокентию Вениаминову удалось вместе с властями Русско-Американской компании поставить свой дом. Он его иронично называл дворцом, хотя для Русской Америки это действительно было достаточно большое здание. Но оно было не только личным домом. На первом этаже была устроена школа для детей-индейцев и духовная семинария, которой руководил сам Иннокентий. Он вел занятия и давал напутствия, растил новые кадры. Сейчас это музей. Российская православная церковь довольно долго владела этим зданием даже после того, как продали Аляску. Затем его выкупило историческое общество Ситка, там организован национальный парк «Музей епископа». На первом этаже восстановлен интерьер школы и семинарии, а на втором этаже – личные покои епископа.

В Новоархангельске Иннокентий Вениаминов пробыл 17 лет. За свою деятельность получил чин архимандрита. Потом его назначили на пост митрополита Московского и Коломенского. Иннокентий был сначала канонизирован зарубежной Русской православной церковью, а потом уже и Московской патриархией.

Просвещенный благотворитель

0а Сибиряков Иннокентий МихИннокентий Михайлович Сибиряков родился в Иркутске 30 октября 1860 года. 6 ноября того же года он был крещен в Тихвинской церкви. Младенцу было дано имя Иннокентий в честь Иннокентия Кульчицкого. Это было не случайно: в середине XIX века святитель высоко почитался в Иркутске и за его пределами. И почти в каждой семье одного из мальчиков обязательно называли именем святителя. Так же был назван пятый ребенок и третий сын в семье крупного золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова.

О детских годах Иннокентия Михайловича известно немного. Он окончил ремесленную гимназию. Семи лет от роду остался без матери. К этому времени все старшие сестра и братья уже находились в Петербурге. И он уехал туда же. Поступил учиться в гимназию Бычкова, успешно ее окончил.

В 1874 году из жизни ушел отец Иннокентия. И все братья и сестры составили между собой одну мировую сделку, в рамках которой поделили все капиталы фактически в равной степени. Иннокентию Михайловичу досталась его доля – более 875 тыс. рублей и участие в золотых приисках. Огромная ответственность свалилась на молодого человека с точки зрения распоряжения этими деньгами.

0 Сибиряков Ин Мих - инок1880-е годы – это период, когда Иннокентий Михайлович определяет для себя жизненные приоритеты. И его выбором, которому он отдал себя полностью, стала широчайшая благотворительность. Именно в ней он увидел своеобразное служение и свой общественный долг. В 80-х – начале 90-х годов основные благотворительные капиталы Сибирякова будут отданы на науку, образование и просвещение. И эти суммы исчисляются миллионами. С именем Иннокентия Михайловича связано большинство библиотек, театров, музеев во многих уездных городах Сибири.

В начале 90-х годов происходит встреча Иннокентия Михайловича с настоятелем Старо-Афонского Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге отцом Давидом. На долгие годы отец Давид станет духовным наставником Иннокентия Михайловича. 1 октября 1896 года Иннокентий Сибиряков пострижен отцом Давидом в монахи. Сразу после этого они покидают Россию и уезжают на Афон. Иннокентий подвязался в Свято-Андреевском скиту. Недалеко от него он строит свою небольшую келью. Там же устраивает небольшие домовые церкви в честь небесных покровителей своих родителей и отца Давида.

Иннокентий Михайлович умер 6 ноября 1901 года в возрасте 41 года. По решению братии был захоронен не на общем кладбище для монахов, а с западной части собора во имя апостола Андрея Первозванного рядом с могилой основателя этого скита.

На протяжении всего XX столетия Иннокентий почитался братией как святой. В России после многих лет забвения с конца 90-х – начала 2000 годов имя Иннокентия Михайловича Сибирякова вновь начало возрождаться. Ныне действует православный благотворительный фонд, изданы книги, посвященные его жизни и благотворительной деятельности, снято несколько фильмов. И с именем этого человека завершается и получает некоторую цельность деятельность всех трех Иннокентиев.

Изображения предоставлены Натальей Гавриловой