Электронный билет в заповедник

Оформи электронный билет и посети заповедные места. С 2017 года пропуск на посещение территории ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» можно будет заказать через сайт. Стоимость билета составит 100 рублей. Об этих и других планах рассказал новый директор учреждения Михаил Яблоков.

Как пояснила заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Надежда Николенко, в 2017 году планируется запустить обновленный сайт ведомства, на котором появится сервис для оформления разрешений на посещение заповедных территорий в электронном виде:

– Сделать это можно будет с любого гаджета, не выходя из дома. Разрешение можно даже не распечатывать, достаточно показать его на своем гаджете госинспекторам.

ed1e23ad4c455c1997ab2ce854843f6e

Сегодня же получить разрешение можно только лично – в офисе «Заповедного Прибайкалья» в Иркутске, в визит-центрах в поселке Листвянка, на острове Ольхон и во всех лесничествах нацпарка. Директор Михаил Яблоков добавил, что электронные разрешения упростят процедуру получения документов для туристов и снизят нагрузку на работников ФГБУ. Он также заметил, что по неофициальным данным ежегодно заповедные территории Иркутской области посещают около 2 млн человек, а разрешений выдается гораздо меньше:

– Мы просто физически не способны выдать такое количество пропусков, что провоцирует туристов на посещение заповедных территорий без разрешения. Это нарушение, которое влечет административную ответственность. Кроме того, необходимо будет рассмотреть вариант выдачи разрешений в зависимости от времени пребывания на заповедной территории. Сейчас это разовая оплата. Но ведь человек, проживающий неделю, наносит больший урон природе, чем турист, посетивший нацпарк на один день.

В следующем году «Заповедное Прибайкалье» намерено построить экологическую и безопасную тропу для туристов на мысе Хобой (север острова Ольхона). По словам Надежды Николенко, летом этот участок ежедневно посещает около 1 тыс. гостей, что оказывает огромную антропогенную нагрузку на территорию.

fd573e5b943874fcf7aa509cdfac161f

– Там вытоптана вся растительность, – рассказала замдиректора. – Чтобы восстановить уникальный природный комплекс, не закрывая его от туристов, принято решение построить тропу над землей – на сваях, чтобы она не соприкасалась с грунтом. Кроме того, тропа обязательно будет с перилами, чтобы обезопасить туристов, которые нередко подходят слишком близко к скалистому обрыву.

Сейчас учреждение готовит техническое задание на строительство тропы. Планируется, что новый объект станет кольцевым, чтобы потоки туристов не мешали друг другу. Аналогичные экологические тропы планируется построить в бухте Бабушка, на участке Темная Падь – Старая Ангасолка. Михаил Яблоков заметил, что при их проектировании будет использоваться опыт красноярского заповедника «Столбы», зарубежных нацпарков. К созданию инженерных комплексов предполагается привлечь и общественную организацию «Большая байкальская тропа», которая в последние годы строит туристические тропы на побережье озера Байкал.

Ежегодно заповедные территории Иркутской области посещают около 2 млн человек.

В планах «Заповедного Прибайкалья» – проведение сертификации гидов. Как заявила Надежда Николенко, туристы должны получать грамотную информацию о заповедных территориях, о соблюдении природоохранных правил, поэтому руководство ФГБУ заинтересовано в обучении специалистов туриндустрии. Кстати, сертификация гидов будет бесплатной.

Новое руководство «Заповедного Прибайкалья» также намерено активно бороться с джипами, квадроциклами и другой техникой повышенной проходимости посредством введения запрета на их использование на особо охраняемых территориях. Михаил Яблоков заявил, что в ближайшее время начнется подготовка научного обоснования:

– Внедорожники, квадроциклы, кроссовые мотоциклы и другую проходимую технику необходимо контролировать. Они наносят большой урон хрупкой природе байкальского побережья. Если обычные автомобили 53a9801aff1ddc6463041bfe91794e89передвигаются по дорогам, то водители проходимых машин могут свернуть, где им захочется. В итоге поврежденная ими почва и растительность восстанавливается годами, если вообще восстановится. Я понимаю, что введение запрета – это резонансное решение. Поэтому мы подготовим научное обоснование, которое представим общественности, чтобы объяснить свою позицию и заручиться поддержкой.

Михаил Яблоков отметил, что полностью запретить въезд автомобилей на Ольхон не получится, потому что по острову проходит дорога общего пользования, которая связывает населенные пункты с паромной переправой. Тем не менее можно закрыть для машин территории нацпарка, как это было сделано нынче в Сарайском заливе (песчаный пляж Ольхона рядом с поселком Хужир).

– Опыт получился вполне удачный, – говорит Михаил Яблоков. – Для ограничения на въезд техники повышенной проходимости достаточно приказа директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Поэтому вполне возможно, что запрет будет введен уже в следующем году.

Глава учреждения также заявил, что для усиления охраны создана оперативная группа из госинспекторов, которая осуществляет параллельный контроль на всех подведомственных территориях. По словам Михаила Яблокова, в результате введения так называемой системы двойного контроля у нарушителей не возникнет привыкания к проверкам.

– Основными задачами «Заповедного Прибайкалья» в ближайшем будущем являются охрана территорий, развитие туристической инфраструктуры и формирование общественной поддержки, – подвел итог директор учреждения. – При этом приоритетными направлениями в развитии туризма станут инфраструктурное обеспечение имеющегося турпотока Прибайкальского нацпарка с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и развития познавательного туризма на всех территориях.