Организацию пассажирских автоперевозок обсудили на сессии Заксобрания

Муниципальный час, посвященный организации перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам, прошел 16 декабря на 46-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Участие в нем приняли председатели дум Ангарского городского округа, Зиминского и Усть-Удинского районов. 

Представитель Ангарска Александр Городской в своем докладе подробнее остановился на вопросах организации пассажирских перевозок для льготных категорий граждан и напомнил, что с 2015 года на территории городского округа был реализован пилотный проект поэтапного внедрения электронного социального проездного билета. Такие билеты получили более 28 тысяч жителей. В целом, по его словам,  отмечается положительный эффект от реализации пилотного проезда, вместе с тем он высказал ряд предложений. В частности, было предложено продумать механизм организации льготного проезда для сопровождающих инвалидов лиц, снять ограничение на количество поездок, рассмотреть возможность введения единой на территории всей области и для всех видов транспорта льготной транспортной карты.

В свою очередь председатель думы Зиминского района Владимир Ваньков сообщил, что у них в районе все жители платят за проезд в связи с отсутствием муниципального транспорта. В этой сфере работают только индивидуальные предприниматели, а логистика, по словам Владимира Ванькова, имеет значительные недостатки. Сложившаяся ситуация привела к тому, что пассажиров возят только по рентабельным маршрутам, тогда как необходимые для удовлетворения нужд населения, но непривлекательные с экономической точки зрения маршруты перевозчиками игнорируются. В связи с этим было предложено рассмотреть возможность дотирования пассажирских перевозок по убыточным маршрутам из областного бюджета.

По информации председателя думы Усть-Удинского района Людмилы Соколовой, в их территории ситуация с организацией пассажирских перевозок обстоит еще хуже.

– Это одна из болевых точек нашего района, и вопрос о пассажирских перевозках – один из самых задаваемых на всех сходах и на всех встречах с населением района, – отметила она.

Всего в реестре автобусных маршрутов внутрирайонного сообщения в Усть-Удинском районе 10 маршрутов. На основании заключенных договоров работает сейчас один перевозчик по одному маршруту – Балаганк-Усть-Уда. В четырех муниципальных образованиях района (Ключинское, Аносовское, Аталанское, Подволоченское) из-за отсутствия подъездной дороги и категорированной автодороги администрация района не в состоянии организовать автобусные маршруты. Сейчас автотранспортное сообщение с тремя из этих муниципальных образований осуществляется по зимнику, обслуживаемому Дорожной службой Иркутской области.

– Есть маршруты, которые наши перевозчики заняли и осваивают. Например, маршрут Усть-Уда–Игжей. Расстояние небольшое – 16 км, участок дороги – неплохой. Приехали в районный центр, и уехали назад. Цена тоже всех устраивает – 100 рублей в один конец. А вот, например, до Средней Муи расстояние – 100 км. Вместо дороги – просто направление, а цена проезда 250 рублей. Перевозки осуществляются по принципу «хочу еду, хочу – нет». Чтоб сократить расстояние – едут по льду. Начинаем закручивать гайки – вообще никто не выходит в рейс. Говорят – невыгодно, с каждой поездки по таким дорогам – пробитые колеса, – рассказала Людмила Соколова.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, нужно рассматривать вопросы организации пассажирских перевозок и ремонта и строительства дорог комплексно.

– В рамках муниципального часа мы послушали информации от представителей трех разных территорий и видим, что ситуации везде абсолютно разные – в одном МО перевозчики активные, а в другом даже дорог нет, – отметил спикер областного парламента Сергей Брилка. – То, что происходит в ряде территорий, когда жители вынуждены платить по 400-500 рублей, чтобы добраться до больницы в районном центре, можно назвать гражданским терроризмом, это неприемлемо. Сегодня понятно одно – мы обязаны обеспечить нормальные, безопасные, регулярные пассажирские перевозки. Нужно брать конкретный район и детально рассматривать ситуацию. При этом, конечно, нужно учитывать, что возможности муниципальных образований в решении данных проблем крайне ограничены в связи с высокой дотационностью местных бюджетов.

По итогам обсуждения парламентарии приняли проект постановления, в котором были отражены все прозвучавшие в ходе муниципального часа предложения и рекомендации. По поручению Сергея Брилки комитет вернется к этому вопросу в первом квартале 2017 года для разработки программных мер по улучшению ситуации.