Законодательный портфель 44-й сессии

Повестка дня проходящей сегодня 44-й сессии Законодательного Собрания весьма насыщенная – депутатам предстоит рассмотреть полсотни вопросов, утвержденных на заседании коллегии ЗС под председательством спикера Сергея Брилки. Большая часть из них – это принятие новых или обновленных областных законов.

Еще один способ борьбы с черными лесорубами

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве завершил работу над законопроектом об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины, предложив принять его на сессии во втором и окончательном виде.

Как отметил председатель комитета Кузьма Алдаров, законопроект вызвал широкий общественный резонанс, поскольку нацелен на искоренение застарелой болезни – лесного браконьерства. Его идея не нова, аналогичный закон два предыдущих года действовал на территории области, не оправдал возлагаемых на него надежд и был отменен, поскольку с этого года функции контроля за перемещением древесины с лесосек взяла на себя единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Но и она, как выяснилось, не способна полностью перекрыть незаконные порубки.

Фото Ларисы Федоровой
Фото Ларисы Федоровой

Обновленная версия старого закона подробно расписывает полномочия органов государственной власти в сфере заготовки и оборота древесины, порядок постановки на учет всех пунктов приема переработки и отгрузки древесины, наличие у них необходимых документов, в частности, подтверждающих право на земельный участок. Одно это требование, как считают разработчики законопроекта, поможет резко сократить число незаконных лесопилок, расплодившихся в последнее время.

По предложению депутатов законопроект пополнился таким понятием, как идентификационная электронная карта, которая будет сопровождать каждую партию древесины, вывозимую с лесосеки и подтверждающую законность ее заготовки. Карта вводится как элемент реализуемого в Иркутской области пилотного проекта по идентификации заготавливаемой древесины. Этот проект войдет составной частью в мероприятия по проведению в 2017 году в Российской Федерации года экологии.

На ближайшей сессии будет рассмотрен еще один законопроект, продолжающий тему борьбы с незаконными порубками. Он определит размеры штрафных санкций за нарушения правил деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины.

Мини-заповедники

В окончательном чтении комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве рекомендовал принять изменения в закон «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области».

Необходимость внесения поправок вызвана тем, что ныне действующий закон разрешает создавать особо охраняемые природные территории только регионального значения. А у муниципалитетов давно уже возникла нужда в создании своих собственных природных резерваций, куда бы вошли уникальные места обитания животных, птиц и растений, внесенных в Красную книгу.

Именно эту лагуну и заполнят вносимые в закон изменения. Теперь особо охраняемыми природными территориями местного значения могут быть объявлены природные ландшафты, микрозаказники, микрорезерваты, территории природно-исторического значения, водные объекты и даже геологические объекты.

По настоянию депутата Аполлона Иванова в перечень особо охраняемых территорий вошли и культовые объекты, имеющие историческое значение как проявление традиционных верований народов России. Инициаторами создания природных заповедников местного значения выступают органы местного самоуправления, они же осуществляют их содержание и охрану.

Как отметил председатель комитета Кузьма Алдаров, аналогичные законы действуют в Якутии, Бурятии и Красноярском крае.

Кто будет устанавливать цену на воду

Предложенные правительством изменения в областной закон «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» вызвали столь длительную дискуссию, что законопроект не попал на октябрьскую сессию, и только сейчас комитет по собственности и экономической политике выносит его на второе чтение.

Фото: tsg54.ru

Изменения инициировала областная служба по тарифам, предложив вернуть на областной уровень переданные четыре года назад органам местного самоуправления полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами. Свое предложение она мотивировала ростом выпадающих доходов регулируемых организаций, которые приходится покрывать областному бюджету, а также фактами нарушения местными администрациями процедуры и порядка установления тарифов из-за низкой квалификации работников.

Позиция администрации Иркутска, поддержанная областной ассоциацией муниципальных образований, была такова: оставить полномочия по регулированию тарифов крупным муниципалитетам, имеющим квалифицированных специалистов и опыт работы в этой сфере, а у остальных эти полномочия забрать. Все доводы службы по тарифам, что самые крупные нарушения допустили как раз крупные муниципальные образования, и что практически все субъекты РФ, передавшие полномочия по регулированию тарифов органам местной власти, вернули их на региональный уровень в полном объеме, не имели успеха.

Большинством голосов члены комитета рекомендовали оставить полномочия по регулированию тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами Иркутску, Ангарску, Братску, Саянску, Шелехову и ряду городских поселений. Председатель комитета Ольга Носенко предупредила, что, идя навстречу этим муниципальным образованиям, депутаты оставляют за собой право тщательного контроля за исполнением переданных полномочий.

Налоговые льготы продлены еще на год

Еще в начале работы депутатов нынешнего созыва был принят закон, отменяющий с 2016 года льготы по налогу на имущество организаций областного и муниципального подчинения. Мотивировалось это воспитанием более рачительного отношения к областной и муниципальной собственности, проведением инвентаризации и продажей неиспользуемого имущества, а следовательно, к экономии финансовых средств.

Как и предписывал закон, в этом году были отменены льготы для организаций областного подчинения, а вот для муниципалитетов, в чьем ведении находятся местные школы, детские сады и другая недвижимость, по просьбе областной ассоциации муниципальных образований, которую поддержали депутаты ЗС, льготы были продлены еще на год. То есть их отмена должна была произойти в 2017 году.

И вот за полтора месяца до назначенного срока депутат ЗС Анатолий Дубас представил законопроект, который предлагает продлить льготы по налогу на имущество организаций еще на год и отменить их только в 2018 году.

Представляя этот законопроект на заседании комитета по бюджету, его председатель Наталья Дикусарова сообщила, что с просьбой о продлении льготного налогообложения обратились к законодателям многие муниципалитеты, а также областная ассоциация муниципальных образований.

– С отменой льгот на муниципальные образования ляжет дополнительная налоговая нагрузка, – пояснила она, – которая только по будущему году оценивается в полмиллиарда рублей.

В своем первоначальном заключении губернатор не поддержал законопроект. Но как сообщил на заседании комитета по бюджету представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, после проведенных консультаций с депутатами и главами муниципалитетов по вопросам межбюджетного регулирования губернатор отзывает свое прежнее заключение и дает согласие на продление льготы еще на год

Члены комитета рекомендовали принять законопроект сразу в первом и втором чтениях на сегодняшнем заседании сессии ЗС.