Карлос Балян: Смысл жизни только в любви

Армянский поэт, известный в Иркутске общественный деятель и юрист Карлос Балян в этом году отмечает 80-летний юбилей.

Несмотря на солидный возраст, его деятельная натура все время ищет применения, будь то помощь нуждающимся или организация шахматного клуба в парке недалеко от дома. Кстати, именно Карлос Балян в свое время организовал первый в Приангарье национально-культурный центр. Но благотворительная деятельность нашего юбиляра никогда не ограничивалась национальными рамками, ведь сам себя он считает, прежде всего, советским человеком:

– Я коммунист и сын коммуниста, 60 лет храню свой партийный билет. Все это время каждый год голосовал, не отступая от своих убеждений, ведь когда началась перестройка, я был уже зрелым человеком со сформировавшимися убеждениями. Кстати, помните, в нашем интервью 10 лет назад я говорил, что не люблю богатых? А сейчас могу сказать – не люблю бедных. Ведь это две стороны одной медали. Богатство порождает гонор, жадность, а бедность – лицемерие. Это две стороны одной медали, но ведь смысл жизни совсем не в деньгах.

– А в чем для вас смысл жизни?

– Смысл жизни заключается только в любви – к женщине, ребенку, родине. И в этом отношении я, наверное, не зря жил эту жизнь. Старался помочь детям Чернобыля, Карабаха, семьям погибших в Чечне или после крушения самолета. Ведь на самом деле это не так сложно – организовать благотворительный концерт и направить средства в сиротские дома, больницы, дома престарелых. Я считаю, если у тебя есть чего-то в избытке, этим нужно делиться. И я, что мог сделать, то делал до последней капли. Ничего мне для себя было не надо, и чтобы убедиться в этом, достаточно прийти ко мне домой. Я живу очень скромно, и самое ценное в обстановке, что у меня есть, это книги.

– А как вы сами начали писать?

– Это произошло еще в детстве. Мы жили в селе Ашкала, в Грузии. В третьем классе я прочитал поэму «Шахнаме» Фирдоуси, в которой отец убивает своего сына, не зная, что это он. Читал ее и плакал много раз, даже наизусть выучил. Мой отец тогда сказал матери: «Он с ума сойдет», и спрятал поэму, но я ее снова нашел. А потом стал постепенно стихи писать. В школе я был влюблен в одноклассницу Наташу-джан. Она была очень красивая армянка – большие черные глаза, длинные ресницы, четыре густые косы. В десятом классе на выпускном я прочитал про нее стихотворение, и мне все одноклассники подарили цветы, а я их преподнес Наташе. Потом ушел в армию и написал ей в письме: «Не жди, я люблю тебя, но мне нужно институт оканчивать, а ты еще молодая – выходи замуж». Я гулял у нее на свадьбе. После института сам женился, правда, брак распался.

– Вы часто вспоминаете отца, расскажите, кем он был?

– Папа был революционером. Очень чистым, справедливым, честным и красивым человеком. Его взгляд для меня до сих пор как увеличительное стекло. Я, когда в Россию поехал, отец мне сказал: «Сынок, уезжаешь? Счастливого пути! Только никогда совесть не теряй». Я до сих пор, когда нарушаю какие-то принципы, думаю: а если папа сейчас меня увидит, то скажет: «Сынок, неправильно поступаешь». Вспоминал его всегда, поэтому старался никогда никого не обманывать, ведь самое главное – быть добрым и честным.

– Как вы попали в Иркутск?

– Я учился в Московском юридическом институте, сейчас он называется Московская государственная юридическая академия. Почему-то с детства хотел стать юристом. Но потом мне пришлось перевестись, потому что были тяжелые условия – общежитие, финансовые трудности. И я приехал в Иркутск, можно сказать, случайно. Окончил Иркутский государственный университет, но по специальности почти не работал. Сначала пошел в прокуратуру, но долго не вытерпел. Подумал: «Что я буду смотреть на эту грязь? Я хочу смотреть на цветы, на красоту!» И устроился работать в дом культуры в Шелехове.

– Что вас вдохновляет в творчестве?

– У меня в основном лирика и патриотические стихи о России. Для меня в поэзии, прежде всего, важна тонкость.

– Вы пишете стихи на армянском языке или на русском?

– Только на армянском, но потом мои стихи переводят на русский язык мои друзья – иркутские поэты. В разные годы это были: Ростислав Филиппов, Андрей Румянцев, Татьяна Суровцева, Владимир Скиф, Василий Козлов, Сергей Корбут, Татьяна Ясникова, Людмила Бендер, Олег Кузьминский и другие. Благодаря им мои стихи регулярно выходят в журнале «Сибирь».