«Отцы и дети» в социальной сети

Есть проблемы из разряда вечных. Например, со времен романа Тургенева «Отцы и дети» минуло полтора века, но, по сути, мало что изменилось: разные поколения продолжают говорить на разных языках. О том, как разворачивается конфликт поколений в современных реалиях, можно ли пробиться друг к другу через боль и разочарование – пронзительный спектакль Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова «Это все она» по пьесе белорусского драматурга Андрея Иванова.

На сцене два героя – сын подросткового возраста (Павел Савин) и его мать (Елена Грищенко) – два мира, которые сталкиваются только в пределах общей квартиры. Их соприкосновения почти всегда вызывают взрыв эмоций. Описанные в учебниках по психологии признаки пубертатного периода обострены смертью отца мальчика и состоянием матери, которая никак не может оправиться от потери. Действие выстроено таким образом, что герои сначала ссорятся, а потом рассказывают зрителям свою версию происходящего. Тогда становится очевидным, что каждый из них по-своему прав и виноват в сложившейся ситуации. Просто они не слышат друг друга, словно говорят на разных языках.

Спектакль «Это все она» – режиссерский дебют актрисы Анжелы Маркеловой. Впервые она представила отрывок из спектакля на театральной лаборатории «Твое пространство», которая прошла в ТЮЗе в январе. Он вызвал буквально шквал зрительских отзывов, настолько актуальной оказалась тема. А актриса, которая играла главную роль, призналась, что после работы над отрывком ей захотелось прийти домой и просто обнять своего сына.

В постановке, которую Анжела Маркелова осуществила под руководством главного режиссера театра Андрея Сидельникова, места для зрителей расположены прямо на сцене, это обеспечивает более доверительный контакт с публикой. История взаимоотношений матери и сына разворачивается в аскетичных декорациях художника Анастасии Карамышевой. На сцене только самое необходимое – стулья, ноутбуки и экраны за спинами героев, ведь их общение происходит большей частью в виртуальном пространстве. Чтобы узнать хоть что-то о жизни сына, мать предпринимает рискованный шаг – создает фальшивый аккаунт и претворяется его ровесницей. Во время переписки на сцене появляются их аватары – Тауэрский ворон (Алексей Карпенко) и Тоффи (Татьяна Чадина). И здесь у матери вдруг получается поговорить с сыном, узнать, что он тоже очень одинок, пишет стихи и что ему так же, как и ей, не хватает любви.

Однако ее попытка достучаться до парня столь неэтичным образом чуть не приводит к трагедии – мальчик влюбляется в Тоффи, при этом интуитивно чувствуя что-то: он называет ее «мама», вспоминая персонажа сказки про «Питера Пена», в которой Венди была мамой для всех мальчишек Нетландии. Разумеется, сын случайно открывает ноутбук матери и узнает, кто такая Тоффи на самом деле…

Для тех, кто был знаком с пьесой, финал спектакля иркутского ТЮЗа будет неожиданностью. В оригинале юноша, обидевшись на мать, кончает жизнь самоубийством, в спектакле трагедии не происходит. Постановщики специально связывались с автором и попросили разрешения поменять финал, что коренным образом изменило и смысл всей истории, оставив надежду, что конфликт отцов и детей можно преодолеть. И серьезным шагом в этом направлении может стать, например, просмотр этого спектакля.

В постановке очень много смешных и трогательных моментов, которые не оставляют равнодушными ни подростков, ни их родителей. Все эти «ниточки» к финалу спектакля помогают двум поколениям найти взаимопонимание. Кстати, этот момент подчеркнут и сценографией спектакля. Во время общения аватары перекидывают друг другу мешочки, закрепленные на резинках на колосниках.

На премьеру спектакля были приглашены старшие школьники и их учителя. Постановка вызвала большой эмоциональный отклик, особенно у детей, которые говорили, что такой спектакль необходим для них и их сверстников, чтобы лучше понимать своих родителей. При этом многие ребята осуждали поведение главного героя, его грубость по отношению к матери. Взрослые же, напротив, признавались, что история позволила им иначе взглянуть на отношение со своими детьми, увидеть ошибки в собственном поведении. А в финале представители разных поколений пришли к выводу, что на этот спектакль детям нужно приходить вместе с родителями.