В режиме эпидемии

Как в Иркутской области борются с туберкулезом?

В Общественной палате Иркутской области состоялось пленарное заседание, посвященное борьбе с распространением туберкулеза в регионе. Врачи озвучили неутешительные цифры и факты и обозначили способы решения проблемы в регионе. Подробности – в нашем материале.

Председатель Общественной палаты Иркутской области Владимир Шпрах отметил, что несмотря на ряд положительных изменений, ситуация по распространению туберкулеза в Иркутской области оценивается как эпидемия: заболеваемость составляет 119 на 100 тыс. населения. Для примера, заболеваемость в Алтайском крае, который находится не так далеко от нас, составляет 24 на 100 тыс. человек.

Заместитель председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова добавила, что для решения проблемы необходимо объединить усилия власти, медиков и жителей.

– Туберкулез относится к социально значимым заболеваниям: без участия всех общественных институтов мы ничего не сможем сделать. Раньше считалось, что туберкулез – это болезнь социально неблагополучных слоев населения. Теперь в число заболевших уже попадают взрослые и дети из благополучных семей. Несколько лет назад усилиями профессиональной команды фтизиатров минздрава мы смогли защитить программу по профилактике и предупреждению распространения туберкулеза на территории Иркутской области. Конечно, она дает свои результаты. Но только одними стараниями медицинской общественности и огромными, многомиллионными вложениями в лечение пациентов мы мало что можем сделать. Очень важна профилактика, раннее выявление болезни, информирование населения о необходимости профилактических осмотров. Рекомендации, которые сегодня будут сформулированы, помогут более успешно решать проблему, – сказала Валентина Вобликова.

Главный врач Иркутской областной клинической туберкулезной больницы Михаил Кощеев сообщил, что в Иркутской области зарегистрированы 7,1 тыс. человек, это 4% от общей численности больных туберкулезом в РФ. Последние три года отмечается снижение заболеваемости – в Иркутской области самые высокие показатели улучшения эпидситуации в РФ. Это, по словам Кощеева, связано с реорганизацией фтизиатрической службы, которая проходила в 2007–2010 годах, и принятием программы по профилактике и предупреждению распространения туберкулеза на территории Приангарья. Программа позволила существенно укрепить диагностическую базу, создать ряд мотивационных программ для приверженности к лечению, помочь пациентам доезжать до места лечения в пределах Иркутской области. С 2009–2011 годов началось активное снабжение лекарственными препаратами для лечения всех форм туберкулеза.

Сегодня областной противотуберкулезный диспансер имеет более 1 тыс. коек, областная детская больница – 150 коек, областной противотуберкулезный диспансер в Усть-Ордынском округе – 150 коек. Это единственные специализированные базовые учреждения, которые более или менее соответствуют действующему порядку оказания медицинской помощи. Койки и диспансеры в составе многопрофильных учреждений нуждаются в коренной модификации.

По стандарту все пациенты должны проходить обязательное лечение на стационарном этапе. Иркутская область – единственный регион в стране, где существует дефицит коек. Для госпитализации и лечения всех пациентов не хватает более тысячи коек.

В Иркутской области показатель обеспеченности фтизиатрами один из самых низких в РФ. На одного врача приходится 72 пациента, тогда как в РФ – 27, в СФО – 44. В пяти муниципальных образованиях вообще нет фтизиатров, вместо них там работают фельдшеры и сестринский персонал.

– Дефицит кадров обусловлен в первую очередь условиями труда, на втором месте – отсутствие материальных и социальных стимулов. Заработная плата во фтизиатрической службе со всеми надбавками по статистике ниже, чем заработная плата простых врачей в системе обязательного медицинского страхования, – отметил Михаил Кощеев.

Он также остановился на том, что заболеваемость туберкулезом и одновременно ВИЧ в России выросла на 10%. По словам Михаила Кощеева, в ближайшее время ситуация с ВИЧ будет определять ситуацию с туберкулезом.

Всемирная организация здравоохранения ориентируется на множественную лекарственную устойчивость туберкулеза, потому что лечение этой формы болезни сложное с медицинской точки зрения и дорогостоящее. Для лечения множественной устойчивости регион получает 133 млн рублей из федерального бюджета. Сейчас основная задача – профилактика этой формы заболевания.

Для решения всех этих проблем, по словам Михаила Кощеева, необходимо принимать ряд мер. Во-первых, нужна новая программа. Также должны быть разработаны локальные программы для территорий, которые не показывают активного снижения туберкулезной инфекции. Это касается Тулуна, Тулунского района, Усолья-Сибирского, Свирска, Черемховского района. Во-вторых, необходимо строительство типового лечебного комплекса для больных. В-третьих, требуется разработать мероприятия по снижению кадрового дефицита.

И, наконец, необходимо коренным образом изменить профилактику туберкулеза у ВИЧ-инфицированных и принять меры по подготовке врачей-фтизиатров.

Главный фтизиатр Иркутской области, заведующая кафедрой фтизиатрии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования Елена Зоркальцева рассказала, что показатель заболеваемости детей в последние годы снизился за счет внедрения инновационных технологий – компьютерной томографии, диаскинтеста. Но несмотря на это, уровень заболеваемости детей в регионе в два раза превышает средний российский. Сегодня почти 12 тыс. детей и подростков состоят на учете у фтизиатров в группе повышенного риска. Задача специалистов – предотвратить туберкулез у этих детей. В 2015 году туберкулез был выявлен у 108 детей и 30 подростков.

– Наверное, кажется, что это не такая большая цифра, но сегодня эти дети заражаются туберкулезом от взрослых. Михаил Ефимович показывал, как остро строит проблема с множественной лекарственной устойчивостью. У детей ее лечить очень сложно. По возрасту у них имеются большие ограничения для назначения лекарственных препаратов. Безусловно, такой туберкулез нужно стараться предупреждать, нежели лечить, – пояснила Елена Зоркальцева.

По статистике, половина всех случаев туберкулеза зафиксирована у малышей до четырех лет. Ни в одной территории РФ нет такой высокой заболеваемости детей раннего возраста. Около 70% детей заболели в очагах инфекции или заразились от родственников, близких, знакомых. Это значит, что примерно у 70% детей врачи могут установить факт контакта с больным. У остальных заболевших детей даже контакт выявить невозможно. Поэтому вполне вероятно, что где-то в окружении находятся больные, о которых неизвестно противотуберкулезной службе Иркутской области.

Елена Зоркальцева сказала, что самое главное для противотуберкулезной профилактики – это изоляция ребенка из очага. Ребенка можно поместить в противотуберкулезный санаторий или санаторные группы пятидневного пребывания в детских садах. В таких условиях детям может быть проведено контролируемое профилактическое лечение. Однако в 2012 году было 210 мест в санаторных группах, а в прошлом – 75 мест. Дети ждут очереди полгода-год. За это время ребенок успевает заразиться и заболеть туберкулезом. Дети до трех лет вообще не имеют возможности попадать в санаторные группы, потому что в садик ходят с трех лет. Эта сложная ситуация порой разрешается, когда дети младшего возраста изолируются в детский стационар – там 150 коек, их достаточно для обслуживания детского населения.

Подводя итоги своего выступления, Елена Зоркальцева акцентировала внимание собравшихся на том, что приоритетным направлением является профилактическая работа.