04.07.2016 17:11
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Теги
#Ил-76
Текст:
Юрий Юдин
04.07.2016 17:11

Ил-76: хроника последнего полета

1 июля

10.19. Самолет Ил-76, принадлежащий ФГБУ «Аварийно-спасательная компания» МЧС России, с 10 членами экипажа на борту вылетел с аэродрома в Усольском районе Иркутской области для выполнения мероприятий по тушению лесного пожара в Качугском районе. Командир экипажа заслуженный пилот Российской Федерации, летчик первого класса Леонид Филин.

Состав экипажа: Лебедев Алексей Алексеевич (второй пилот), Петров Георгий Лаврентьевич (штурман), Кузнецов Виктор Николаевич (бортовой инженер), Мурахин Игорь Евгеньевич (бортовой радист), Сусов Сергей Анатольевич (бортовой оператор), Макаров Сергей Аркадьевич (бортовой оператор), Хадаев Марат Маркленович (бортовой оператор), Жданов Вадим Георгиевич (авиационный техник), Машнинов Андрей Михайлович (авиационный техник).

10.54. Состоялся плановый сеанс связи.

11.30. Экипаж Леонида Филина не вышел на очередной плановый сеанс связи.

Пропавший тяжелый транспортный самолет Ил-76 привлекается при тушении на критических направлениях, сбрасывая одновременно до 42 тонн воды. Во время своей работы в Сибирском федеральном округе Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды.

На борту Ил-76 смонтированы выливные авиационные приборы ВАП-2, предназначенные для тушения ландшафтных (лесных) пожаров. Это легкосъемная танкерная система, заполненная водой или реагентом, монтируемая в грузовой кабине. Заслонки баков с водой открываются вручную двумя борттехниками, вода выливается самотеком за шесть-семь секунд через лотки при открытом заднем люке и рампе, тушение эффективно с высоты 50–100 м.

По данным сервиса Flightradar24, который отслеживает положение самолета по данным транспондера, самолет совершал полет на высоте около 3 000 м. Примерно за пять минут до прекращения фиксирования сигнала транспондера, самолет разминулся со встречными Бе-200 № 31121 и № 31130, которые возвращались из зоны пожаров, ниже него примерно на тысячу метров. Последние минуты полета сервисом Flightradar не зафиксированы, поскольку самолет ушел в зону радиотени. Предположительно, за это время самолет пролетел около 300 км, снизился и приступил к сбросу воды на очаг пожара. На плановом сеансе связи экипаж должен был доложить о выполнении сброса.

В районе тушения плотное задымление от лесных пожаров и низкая видимость, однако в этот день это был уже второй вылет, командир и экипаж с обстановкой были знакомы. Погодные условия 1 июля во время работы пропавшего самолета Ил-76 были нормальными для тушения пожаров – сообщил ТАСС со слов командира экипажа самолета Бе-200 ЧС Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС Романа Семенова, который тушил пожары вместе с Ил-76.

Для поисково-спасательных работ привлечено семь воздушных судов, к месту направлена наземная группировка Байкальского поисково-спасательного отряда и аварийно-спасательной службы Иркутской области. На подмосковном аэродроме Раменское в готовность приведены два самолета SuperJet-100 с оперативной группой МЧС России и самолет Ил-76 со 100 спасателями-парашютистами центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас» и ЦСООР «Лидер» со специальным оборудованием для проведения поисковых работ в труднодоступной местности.

17.00. Из Раменского в Иркутск вылетел первый из двух самолетов МЧС России, запланированных для усиления группировки в Иркутской области для участия в поиске пропавшего самолета Ил-76.

2 июля

10.25. С рассветом поиски пропавшего самолета возобновились. В Качугский район направлены 197 специалистов Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России, отряда «Центроспас», спасателей Сибирского регионального поисково-спасательного центра, аэромобильная группировка ГУ МЧС России по Иркутской области и аварийно-спасательной службы Иркутской области со всем необходимым оборудованием для проведения поисково-спасательных работ в труднодоступной местности. Всего для проведения поисковых работ задействованы 391 человек и 47 единиц техники, в том числе 14 воздушных судов.

На базе Иркутского аэропорта под руководством заместителя министра МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы Леонида Беляева, развернут оперативный штаб. Определена наиболее вероятная зона поисков диаметром 50 километров. В условиях сильного задымления, нулевой видимости и горного рельефа местности основные надежды возлагались на наземную группировку спасателей.

Одна из групп была заброшена по первому маршруту к месту поисков вертолетом Ми-8, вторая группа спасателей перевезена двумя гусеничными автомобилями по второму маршруту, третья группа прошла по зимнику. Дальнейшие поиски велись пешком к предполагаемому месту падения самолета.

10.48. По факту авиационного происшествия следственными органами Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Создана следственная группа для работы на месте происшествия после обнаружения воздушного судна, в состав которой вошли наиболее опытные следователи и криминалисты следственного управления. В расследовании принимают участие сотрудники Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, следователи участвуют в работе межведомственного оперативного штаба правительства Иркутской области.

22.00. Поисковые группы продвинулись вглубь тайги в трех направлениях. Группа спасателей, следуя по одному из маршрутов, достигла небольшого населенного пункта Рыбный Уян, жители рассказали, что видели пролет самолета и слышали хлопок, после которого звук двигателей затих. Вместе с тем, никто не видел непосредственный момент падения воздушного судна. Зона поисков расширилась в указанном направлении движения самолета на шесть километров.

3 июля

07.00. Летчиком-наблюдателем авиалесоохраны Иркутской области Александром Антипиным обнаружено место падения самолета. Александр выполнял полет на вертолете Ми-8 в Качугском районе, в нескольких десятках километров от зоны падения Ил-76. Летчик должен был доставить десантников-пожарных для тушения лесного пожара. По словам Антипина, среди деревьев был заметен белеющий предмет, напоминавший хвост самолета. Через несколько минут стало ясно, что это действительно фрагмент самолета. Десантники-пожарные парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» приступили к расчистке площадки для приземления вертолета основной поисково-спасательной группы.

Обломки Ил-76 найдены в 4 км южнее населенного пункта Рыбный Уян, на склоне одной из сопок. Как сообщил заместитель министра МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы Леонид Беляев, самолет имеет высокую степень разрушения. Борт практически полностью уничтожен огнем, за исключением части хвоста. Характер разрушения указывает на то, что весь экипаж погиб.

К месту крушения выдвигаются дополнительные силы. Спасатели ведут поисковые работы и готовят вертолетные площадки для эвакуации обломков самолета. Они сообщают, что видимость из-за задымления составляет менее ста метров. Прибыли группы руководящего состава МЧС России, Следственного комитета, военной прокуратуры, Межгосударственного авиационного комитета.

24.00. Экстренное заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством министра МЧС России Владимира Пучкова.

Обнаружены оба черных ящика и тела восьми членов экипажа. На месте авиакатастрофы развернуто необходимое оборудование для поисково-спасательных работ, а том числе – в темное время суток, в том числе световые башни.

В поселке Качуг создан оперативный штаб под руководством начальника Сибирского регионального центра МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы Сергея Диденко. Продолжается обустройство вертолетной площадки для вывоза тел погибших и обломков. Безопасность спасателей обеспечивают бойцы авиапарашютной службы.

По неофициальной версии, самолет, совершив сброс воды на очаг пожара с высоты менее 300 метров, вошел в восходящий от пожара поток горячего воздуха, тяга двигателей резко упала. Ил-76 не смог перевалить через сопку, зацепился за верхушки деревьев и врезался в склон.

По сообщениям СМИ, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работу на месте крушения. Члены комиссии изъяли необходимые приборы и инструменты, в том числе оба бортовых самописца. Следственный комитет продолжает работу в районе авиакатастрофы.

Министр МЧС Владимир Пучков: «Это трагедия не только родных, но и всего министерства, всей страны. Экипаж ИЛ-76, проявляя профессионализм, мужество и самоотверженность, защищал населенные пункты от огня. Они выполнили свой долг».