В Иркутске построили новый российский самолет

В церемонии выкатки лайнера принял участие премьер Дмитрий Медведев

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев принял участие в церемонии выкатки среднемагистрального самолета МС-21, пообщался с губернатором региона Сергеем Левченко, встретился с активом возглавляемой им партии «Единая Россия», а также побывал на выставке, посвященной развитию внутреннего рынка алюминия.

Победа авиастроителей

Первая демонстрация построенного в Иркутске нового воздушного судна стала событием, о котором говорит весь мир. Презентацию лайнера готовили режиссеры Олимпиады в Сочи. Шоу началось с выступления пианиста, народного артиста России, уроженца Иркутска Дениса Мацуева.

Музыка сопровождалась видами Байкала, которые проецировались на огромный экран. Пейзажи сменились мультипликационной историей о мальчике, который мечтал связать свою жизнь с небом и стал конструктором нового авиалайнера. После мультфильма экран будто растворился в воздухе, и на сцене появился построенный в Иркутске новый российский самолет МС-21. На борту лайнера красовался автограф советского авиаконструктора Александра Яковлева (лайнер создавался корпорацией «Иркут» совместно с ОКБ Яковлева). Потрясенные зрители наблюдали за передвижениями белоснежного воздушного корабля. «Круто!» – так лаконично оценил председатель правительства России Дмитрий Медведев презентацию, или, как говорят авиастроители, выкатку нового самолета.

– Сегодня мы впервые видим МС-21 – один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, корпорации «Иркут», наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, руками которых, при определенной поддержке государства, создается современное российское авиастроение, двигающее вперед нашу экономику и всю страну, – подчеркнул премьер.

Дмитрий Медведев отметил, что государств, где развито авиастроение, очень немного, и это, что называется, высшая лига. Россия из этой лиги выйти не должна, поэтому идет работа на перспективу, на обновление парка гражданской авиации.

– МС-21 по своему технологическому уровню превосходит гражданские суда аналогичного класса. Уверен: это будет очень хорошая машина, экономичная, надежная. Конечно, работа еще полностью не завершена – впереди целая серия летных испытаний. Но интерес к лайнеру уже есть, и очень важно, чтобы МС-21 занял достойное место в мире, – сказал председатель правительства РФ. – Убежден: лайнер станет гордостью российской авиации. Все, кто участвовал в проектировании и строительстве этого прекрасного самолета, сделали для нашей страны очень большое, я бы даже сказал, просто великое дело! Ждем полета. Спасибо!

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко подчеркнул, что реализация проекта по строительству МС-21 должна дать новый мощный импульс развитию машиностроения на территории региона.

– Это позволит привлечь квалифицированных специалистов и не допустить утечки уже подготовленных кадров, – отметил глава Приангарья.

Летные испытания лайнера планируют начать в декабре. Первым заказчиком МС-21-300 станет авиакомпания «Аэрофлот», парк которой пополнится новыми российскими самолетами в конце 2018 года. В целом сегодня сформирован стартовый портфель заказов на 175 МС-21. В настоящее время на Иркутском авиационном заводе строятся опытные самолеты для проведения летных и статических испытаний.

Брендировать Байкал

На ИАЗе председатель правительства РФ ознакомился со сборочной линией МС-21 и кабиной пилотов первого построенного самолета, пообщался с рабочими предприятия. Там же, на заводе, состоялась встреча Дмитрия Медведева с представителями регионального отделения партии «Единая Россия». Премьер поделился впечатлениями от презентации нового российского лайнера.

– Когда видишь, как самолет, который еще совсем недавно был в головах создававших его людей, становится реальностью, испытываешь чувство гордости за то, что мы были и остаемся одной из ведущих авиастроительных держав мира, – сказал премьер. По-деловому он предложил перейти от восторгов по поводу состоявшегося события к обсуждению текущих вопросов и поговорить о перспективах развития Иркутской области.

Сергей Брилка, председатель Законодательного Собрания Иркутской области, напомнил, что каждый визит председателя правительства РФ в регион приводил к решению знаковых вопросов и постановке задач, направленных на социально-экономическое развитие Приангарья.

Кузьма Алдаров, заместитель председателя регионального парламента, задал премьеру вопрос по программе переселения из аварийного жилья.

– В Иркутской области наибольшее количество аварийных домов. Особенно серьезно эта проблема проявляется в моногородах, в том числе в Усолье-Сибирском, где программа уже завершилась. Мы просим рассмотреть возможность продления действия программы, ведь еще многие жители Приангарья нуждаются в переселении, – обратился он к главе правительства страны.

Дмитрий Медведев отметил, что во всех регионах России эту программу считают одной из наиболее эффективных, потому что ее результаты очевидны.

– Ветхого, аварийного жилья в стране очень много, в Иркутской области в том числе. Иногда едешь и думаешь: больно смотреть, как в послевоенные годы! Не мы эту проблему создавали, она, конечно, копилась на протяжении десятилетий, но нам ее решать. По программе переселения из аварийного фонда, признанного таковым на1 января 2012 года, в Иркутской области новое жилье должны получить около 32 тыс. человек. Сегодня из них новоселье справили порядка 15,5 тыс., и наша важнейшая задача – сделать все, чтобы переселить оставшуюся часть людей. На это должна быть нацелена совместная работа федерального центра, руководства Иркутской области, муниципалитетов. Это задача номер один, а следующая – сделать все, чтобы в нашей стране вообще не осталось такого позорного жилья. Давайте над этим будем работать, я эту идею поддержу.

Ирина Ежова, председатель думы города Иркутска, в беседе с премьером подняла проблему экологической экспертизы, которая замедляет не только процессы реставрации, реконструкции и развития инфраструктуры в старой части города, но и тормозит строительство новых социальных объектов – детских садов, школ, больниц.

– В марте 2015 года в Госдуму был внесен законопроект об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе. Надеемся, что он будет принят в кратчайшие сроки, – отметила она.

Дмитрий Медведев напомнил, что на законопроект, который находится в Госдуме, дан отрицательный отзыв, но обнадежил: его уже приводят в нормальное состояние.

– Нужно найти какой-то баланс, потому что мы все заинтересованы в том, чтобы на Байкале развивался туризм и появлялись новые точки роста. Поэтому важно не связывать руки инвесторам, и в то же время соблюдать экологические требования и стандарты. Думаю, в ближайшее время работа над законопроектом завершится, и он будет рассмотрен.

Также в рамках встречи поступило предложение продлить программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и популяризировать бренд «Байкал». Премьер идею поддержал.

– Байкал, действительно, жемчужина. И надо сделать все, чтобы байкальская зона отдыха развивалась. Обеспечить охранный режим мало. Если государство просто говорит «не трогайте, и все», то, как правило, к сожалению, начинается деградация. Нужно дать источник развития – деньги, и приложить человеческие усилия. Идея бренда Байкала, популяризации этого товарного знака, географического наименования, мне кажется очень правильной. Программа развития внутреннего туризма действительно за последние годы дает результаты. Во многих местах уже создана приемлемая инфраструктура. Здесь ее, к сожалению, очень сильно не хватает. Нужно сделать все, чтобы региональные объекты попали в программу, которую мы обязательно сохраним, – заявил председатель правительства РФ.

Опорный университет? Можете претендовать!

Ирина Синцова, депутат Заксобрания Иркутской области, председатель комитета по социально-культурному законодательству, в своем выступлении обратила внимание на проблемы в сфере высшего образования и выразила надежду на создание в регионе опорного университета.

– Иркутская область – развитый регион, который вполне может претендовать на создание опорного университета, – отметил Дмитрий Медведев. – Здесь много студентов, есть квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сейчас мы проводим работу по укрупнению университетов, прежде всего, путем их реорганизации, присоединения более слабых учебных заведений к более сильным. Уверен, что такой сильный, опорный университет должен быть и в Приангарье. Предлагайте, мы будем думать, как решить этот вопрос.

Ирина Бондаренко, представитель сельхозотрасли региона, обратилась к премьеру с просьбой изменить условия госпрограммы развития сельского хозяйства, по которым из федерального бюджета возмещается часть затрат на строительство молочных ферм от 400 голов.

– Три региона – Забайкальский край, Бурятия и Иркутская область – подписались под письмом в Минсельхоз РФ, в котором обоснована необходимость снижения показателя до 200 голов. В Приангарье 180 ферм именно с таким поголовьем. Они удалены от областного центра и других крупных городов, что усложняет вывоз и реализацию молока. В то же время молочные фермы на 200 голов позволят обеспечить качественными натуральными молочными продуктами муниципальный заказ и местное население, – выразила позицию сельхозтоваропроизводителей Ирина Бондаренко.

Дмитрий Медведев согласился с тем, что специфику нашей огромной страны необходимо учитывать.

– Мы готовы рассмотреть это предложение. Я дам поручение Минсельхозу, потому что производство молока сегодня очень важно. Одно дело – тащить его за тридевять земель, а другое – торговать своим.

Наталья Дикусарова, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, на встрече поблагодарила председателя правительства страны за поддержку инициативы по созданию в Усолье-Сибирском территории опережающего социально-экономического развития, но отметила, что в Иркутской области еще семь таких моногородов, и они тоже бы хотели стать ТОРами.

Дмитрий Медведев отметил, что в Иркутской области моногородов, особенно «трудных», с остановленными производствами, больше, чем в других регионах.

– В прошлом году я был в Усолье-Сибирском. Это такое, знаете, зрелище не для слабонервных – тяжелое, грустное… Не скрою, сейчас мы рассматриваем возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития во всех моногородах. Это, наверное, было бы правильно. Я не уверен, что мы сможем это сделать буквально за месяц-два. Государство должно создать инструмент для того, чтобы муниципальные образования могли задействовать в процессе и частных инвесторов, – заявил премьер.

Также на встрече председатель правительства РФ поздравил всех иркутян с 355-летием столицы Приангарья.

– Я регулярно здесь бываю, очень люблю ваш регион, потому что это настоящий российский край, с традициями, возможностями, очень богатый, но в то же время требующий внимания и развития, – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Вопрос газификации Приангарья изучат

Обсуждение вопросов развития региона продолжилось в рамках переговоров председателя правительства РФ с губернатором Приангарья Сергеем Левченко. Премьер-министр отметил, что потенциал Иркутской области не сводится только к самолетостроению – здесь есть множество точек роста, которые связаны с поставками сырья, промышленной кооперацией, а также с решением целого ряда задач по созданию квалифицированных современных производств.

Сергей Левченко подчеркнул, что в Иркутской области необходимо актуализировать вопрос строительства газопровода от Ковыктинского газоконденсатного месторождения до юга области.

– Есть потенциальные инвесторы, которые могут заняться данным вопросом. С появлением газа будет возможность дальнейшего развития производств, энергетики, газохимии, а также газификации домовладений, – заявил Сергей Левченко.

Дмитрий Медведев предложил главе региона подготовить обращение на его имя.

– Я дам поручение и министерствам, и «Газпрому» позаниматься этой проблемой, понять потребности и возможности. Но в целом я считаю эту идею хорошей, потому что она позволяет развивать ковыктинский проект и решать задачи по снабжению газом крупных промышленных производств и населения, – сказал премьер.

В рамках встречи Дмитрий Медведев и Сергей Левченко обсудили также вопросы экологии. Губернатор отметил, что для улучшения экологической ситуации целесообразен перевод угольных теплоисточников на электричество при условии введения специального льготного тарифа на электроэнергию для котельных, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Председатель правительства РФ дал поручение Министерству энергетики проработать и подготовить предложения по этой теме.

Кроме того, Сергей Левченко обратил внимание на вопросы развития туризма на Байкале.

– Одно из направлений, особенно популярных среди гостей Иркутской области, – поселок Листвянка. Для развития его туристско-рекреационного потенциала и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимы берегоукрепительные работы, реконструкция причальных сооружений и инженерной инфраструктуры. Силами региона сейчас готовится план мероприятий, включающий все эти направления. Поддержка проекта по развитию Листвянки с привлечением проектного офиса правительства Российской Федерации оказала бы нам значительную организационно-методологическую и административную помощь, – отметил глава Приангарья.

Развитие еще одной территории региона, северной, также стало предметом обсуждения на встрече с премьером. Круглогодичная связь Катангского района с областным центром возможна только авиационным транспортом. Аэропорт поселка Ербогачен был введен в эксплуатацию в 1942 году, его инфраструктура изношена и требует реконструкции стоимостью 1,3 млрд рублей.

– Учитывая, что взлетно-посадочная полоса находится в федеральной собственности, Иркутская область не может финансировать данное мероприятие. При этом необходимо отметить, что Катангский район относится к территориям  Крайнего Севера. Там расположено одно из крупнейших месторождений калийных солей – Непское, ведется разработка нефтегазоконденсатных месторождений. Кроме того, район является местом проживания коренных малочисленных народов – эвенков, – отметил глава региона.

Сергей Левченко обратился к председателю правительства РФ с просьбой поддержать предложение Иркутской области о выделении федерального финансирования на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Ербогачен и включить данный объект в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». Рассмотреть обращение региона Дмитрий Медведев поручил Министерству транспорта РФ.

Во время визита в Иркутск Дмитрий Медведев нашел время и для посещения выставки, посвященной развитию внутреннего рынка алюминия. Он ознакомился с образцами нового поколения алюминиевых сплавов и продукцией из них: колесными дисками, наноструктурированной катанкой, кабельно-проводниковой продукцией, крупноячеистым и мелкоячеистым пеноалюминием, порошками для 3D-печати.

Отдельно председателю правительства РФ доложили о проблемах строительства Тайшетского алюминиевого завода, которое было заморожено в 2009 году в связи с кризисом. Прозвучали предложения по возобновлению проекта.