Цена десяти лесовозов

Житель Атагая лишился свободы за незаконную рубку леса

Леса у нас воруют много. А разговоров об этом ходит еще больше. И часто можно слышать о том, что все это происходит совершенно безнаказанно. И полиция не ловит, и лесничества не смотрят, и суд не наказывает. Но это далеко не так. И смотрят, и ловят, и наказывают. Другое дело, что только одними репрессивными мерами эту проблему не решить. Но история одного из жителей поселка Атагай Нижнеудинского района, не так давно получившего реальный срок за незаконную рубку леса, для кого-то послужит уроком…

По версии самого подсудимого (назовем его Андреем), летом прошлого года он решил немного обустроить свою усадьбу: гараж новый поставить, прируб к дому сделать, да мало ли на что в селе пиломатериал может пригодиться. Но где этот самый лес взять? Выписать деляну для самостоятельной заготовки ему в лесничестве не удалось, купить – цены кусаются. Решил тогда Андрей самовольно напилить леса на строительство. Проще говоря, украсть. Мол, а что, другие воруют, а мне нельзя?

Сказано – сделано. Поговорил с товарищем по работе, тот за долю малую (ему нужны были дрова на зиму) согласился помочь в этом деле. Правда, о том, что никаких документов на заготовку леса у него нет, Андрей умолчал. Чего коллегу зря беспокоить такими пустяками? Надолго откладывать не стали, две головы, как говорится, лучше, чем одна: обсудили, обмозговали, прикинули силы и средства. У местного предпринимателя одолжили взаймы трактор-трелевочник, местечко для порубки облюбовали, цепи на пилы наточили и принялись за дело.

На валку леса, километрах в десяти от поселка, ездили, как на работу. И работали не абы как, а по-стахановски – с девяти утра и до восьми вечера. А чего удивляться, для себя же старались. Несколько дней продолжалась эта трудовая вахта. Андрей пилил приглянувшиеся сосны и лиственницы, а его товарищ на тракторе трелевал срубленные деревья на подготовленные заранее площадки. Дело шло, в день по 35–40 деревьев выкашивали, раскряжевывали, обрубали сучья и распиливали на сортимент. Вдруг испортившаяся погода на несколько дней приостановила эти лесозаготовки.

Но выглянуло солнышко, и друзья вновь вернулись на место своей работы (правильней было бы сказать, на место преступления). И вновь валились под острыми зубьями вековые деревья, а трелевочник укладывал все новые и новые штабеля леса. Видимо, товарищи-лесорубы настолько были уверены в своей безнаказанности, что даже не подумали вывезти заготовленный лес или сделать хотя бы небольшую передышку. Но все точно по пословице – сколько веревочке не виться… В общем, через несколько дней к нашим «передовикам лесозаготовок» подошли сотрудники лесничества и полиции, вежливо попросили их показать документы, разрешающие заготовку леса, каковых, естественно, у горе-лесорубов не было.

Ну, а дальше, как водится, протоколы, осмотры, возбуждение уголовного дела и следствие. Надо заметить, что, по данным следствия, черные лесорубы успели спилить и разделать 278 деревьев, что составляет примерно 334 кубометра древесины, или десять груженых лесовозов, а ущерб лесному хозяйству в результате их действий составил 1,2 млн рублей. К слову сказать, чтобы построить дом восемь на восемь метров, нужно примерно 30 кубов леса. Интересно, какого размера Андрей планировал построить себе гараж и прируб, если весь этот лес действительно не предполагался на продажу?

Уголовное дело в отношении помощника Андрея возбуждено не было, так как он, по его утверждениям, не был осведомлен о том, что у приятеля нет документов, разрешающих заготовку леса. Не был якобы осведомлен об этом и атагайский предприниматель, предоставивший им на длительное время свою лесозаготовительную технику. Возможно, что Андрей, следуя известному мушкетерскому девизу «Один за всех и все за одного», решил взять на себя все последствия незаконной рубки леса, для вывозки которого потребовалось бы почти десять лесовозов. Но, тем не менее, что не доказано, то не доказано.

Андрею пришлось ответить по полной. Нижнеудинский городской суд, тщательно разобравшись во всех тонкостях этого дела, приговорил мужчину к одному году девяти месяцам лишения свободы и штрафу в сумме 1,1 млн рублей за нанесенный ущерб.

Конечно, кто-то может посчитать такой приговор слишком суровым, но надо понимать, что за незаконную рубку леса в таких размерах срок мог бы быть и намного больше. Судья Валерий Морозюк учел в данном случае, что подсудимый признал свою вину, раньше не привлекался к уголовной ответственности и имеет двух малолетних детей. Кроме того, этот случай, несомненно, будет иметь большой общественный резонанс, а это, в свою очередь, может уберечь от беды многих людей, незаконно промышляющих лесом.

Сочтя приговор суда слишком суровым, Андрей обжаловал его в Судебной коллегии по уголовным делам в областном суде, но в ходе апелляционного рассмотрения коллегия признала его жалобу необоснованной, а приговор Нижнеудинского городского суда – полностью соответствующим закону.

По информации пресс-секретаря Нижнеудинского городского суда Натальи Афониной, только за первые три месяца 2016 года Нижнеудинским судом уже рассмотрено 16 подобных уголовных дел, по двум из которых подсудимым было назначено наказание в виде реального лишения свободы, а в доход государства обращено пять автомобилей ЗИЛ-131 и 12 бензопил.