01.12.2014 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
01.12.2014 07:15

Лесные проблемы – на контроле Общественной палаты

О борьбе с правонарушениями в лесной сфере и мерах по профилактике преступлений шла речь за круглым столом в Общественной палате Иркутской области (ОП).

Анатолий Капустенский, председатель комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур ОП, обозначил основную проблему – о борьбе с незаконными рубками леса говорят постоянно, а результата нет.

– Нужно бороться не с черными лесорубами, а с условиями, которые для них создаются, – отметил он.

В ходе заседания выяснилось, что условия для нелегальных заготовок древесины действительно созданы весьма благоприятные. Как пояснил Денис Шайдуров, начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах агентства лесного хозяйства Иркутской области, ответственность за незаконные рубки несут не их организаторы, а лишь исполнители; используемая при этом техника возвращается владельцам, пункты отгрузки и приемки древесины растут как грибы.

В своем докладе он обрисовал печальную картину: если в 2012 году ущерб от незаконных рубок в Приангарье составил 900 млн рублей, то в 2013-м – уже 1,5 млрд рублей, а в 2014-м – 2,3 млрд. Разница между заготавливаемой древесиной и экспортируемой составляет более 1 млн куб. м.

Лидерами по незаконным рубкам в регионе на сегодня являются Куйтунский и Иркутский районы.

Стационарный пост «Падь Топка» на Александровском тракте, призванный проверять проходящие лесовозы, проблему не решает. Во-первых, он действует только на одном направлении, во-вторых, бесконечный поток машин в ночное время остановить просто нереально. К тому же водители лесовозов уже знают, как обойти этот пункт.

Хоть немного контролировать ситуацию помогает космический мониторинг. На сегодняшний день проверено 11,2 тыс. га семи лесничеств, выявлено 450 нарушений, материалы по 225 из них переданы в органы внутренних дел. Но и здесь есть проблема: данные космомониторинга поступают с опозданием свыше полугода, и найти правонарушителей уже не представляется возможным.

Александр Менг, заместитель мэра Иркутского района, заявил, что лесов вокруг столицы Приангарья вообще не осталось.

– В начале 2008 года мы обратились в правительство региона с предложением ограничить рубки в Иркутском районе, ведь большая часть наших лесов относится к защитной категории – из 726 тыс. га леса эксплуатационных всего 119 тыс. га. Однако нам дали ответ, что вводить ограничения до 2030 года нецелесообразно. В итоге, прошло семь лет, и леса не осталось, все выкошено подчистую. Черные лесорубы чувствуют себя у нас вольготно. Пункты приема и отгрузки древесины размещают уже в населенных пунктах. Из-за отходов лесопиления чуть не сгорела котельная, которая отапливает дома и детские сады. Район уже стал перевалочной базой нелегальных заготовителей – сюда свозят лес, распиливают, а отходы бросают. Поэтому я официально заявляю: следующей весной пожаров будет еще больше, – сказал Александр Менг.

Анна Минеева, старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Иркутской области, отметила, что надзорные органы могут рассмотреть претензии района, но проверять при этом будут всех участников процесса.

– В Иркутском районе выделяют участки под дачные некоммерческие товарищества. Известно, что свыше 1,6 тыс. земельных участков заняты ДНТ, СНТ и физическими лицами незаконно. Изменить эту ситуацию в силах района, как и создать особо охраняемую природную территорию, запретив рубку леса, – подчеркнула прокурор. 

Анна Минеева сообщила, что на сегодняшний день прокурорами выявлено свыше 4 тыс. нарушений законодательства, связанных с лесной сферой, в суды направлено более 500 исков, предприятия и организации получили порядка 300 представлений и 160 предупреждений. В прошлом году была пресечена деятельность четырех организованных преступных групп, в нынешнем – двух. Также она отметила, что многие преступления можно пресечь, что называется, на корню, но для этого, в частности, нужно изменить положение об агентстве лесного хозяйства области, так как сегодня оно не вправе проверять пункты приемки и отгрузки древесины.

На заседании прозвучало предложение о том, как помочь добросовестным арендаторам, и при этом не допустить попадания в лес вредителей в человеческом обличии. Сделать это, как оказалось, очень просто: агентство лесного хозяйства, заключая договоры, должно включить в них пункт о запрете переуступки права аренды.

Дмитрий Никифоров, начальник межрайонного отдела по борьбе с преступлениями в лесной отрасли УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области, сообщил, что за 10 месяцев 2014 года в регионе выявлено 2 тыс. 364 преступления, связанных с незаконными рубками и хищением древесины, в том числе 1 тыс. 564 – в крупном и особо крупном размере. В суды направлено 873 уголовных дела. Размер материального ущерба по оконченным уголовным делам оценивается в 119,9 млн рублей.

Примечательно, что налоговой службой экспортерам леса в 2013 году было возмещено 2, 5 млрд рублей, за девять месяцев 2014 года – 1,6 млрд.

На заседании была приведена информация и о коррупционных преступлениях в лесной сфере. За получение взяток возбуждены уголовные дела в отношении представителя Байкало-Ленского заповедника и руководителя Усольского лесничества. Также отмечались факты коммерческого подкупа и незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.

Увеличилось число преступлений, связанных с нарушением валютного законодательства – за 10 месяцев 2014 года возбуждено 14 уголовных дел. Стоимость незаконно перемещенной продукции ЛПК области за указанный период составила 109,4 млн рублей, размер неуплаченных таможенных платежей достиг 68,6 млн рублей, сумма невозвращенной валютной выручки – 9,9 млн рублей.

Обсудили за круглым столом и ситуацию с лесными пожарами. Как сообщил Василий Разумнов, заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области по государственной противопожарной службе, в 2014 году в лесах региона было зафиксировано свыше 2,2 тыс. возгораний, что почти вдвое больше уровня прошлого года. Леса горели на площади более 780 тыс. га, что значительно превышает данные предыдущих лет. Он также обозначил основную проблему: на территории легальных заготовок леса творится такой же бардак, какой оставляют после себя черные лесорубы. Отходы не вывозятся, зайти в лес уже стало просто невозможно.

Члены Общественной палаты активно подключились к обсуждению этого вопроса. Оказалось, что многие не смогли летом заняться тихой охотой – по такому бурелому за грибами не походишь. И если раньше залежи отходов можно было наблюдать где-нибудь в глухой тайге, то сейчас они уже повсюду, даже рядом с населенными пунктами.

По итогам круглого стола его участники решили полностью пересмотреть заранее подготовленную резолюцию с рекомендациями органам власти. В нее будут включены не только прозвучавшие на заседании предложения – члены палаты и приглашенные взяли на себя обязательство продумать дополнительные меры и направить их в ОП. Ситуация взята Общественной палатой на контроль, к ее обсуждению члены организации вернутся в пожароопасный сезон 2015 года.