23.05.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
23.05.2014 07:15

Иркутские парапланеристы изобретают новую летательную технику

Иркутский парапланерный клуб – организация уникальная во многих отношениях. Во-первых, именно здесь, в Сибири, возникло и распространилось по всей России такое явление, как парапланеризм. Другого подобного клуба в Сибири не существует. Кроме того, методики иркутских парапланеристов признаны оптимальными, для обучения сюда едут люди из разных городов страны.  

Инициатором создания парапланерного клуба в Иркутске в 1997 году стал Леонид Телегин. За годы своего существования клуб объединил несколько сотен человек со всего региона.

Парапланеризм – дело элитарное в том смысле, что далеко не каждый захочет им заниматься по различным причинам. Во-первых, из-за немалой стоимости обучения и самого летательного аппарата (дешевле купить новый автомобиль. – Авт.). Во-вторых, из-за того, что парапланеризм – явление для нашей страны сравнительно новое, немногие знают о практических выгодах использования парамоторов. И наконец, из-за риска разбиться и страха перед высотой.

Тем не менее люди вливаются в клуб, и люди самые разные – врачи, бизнесмены, чиновники. Что их приводит сюда, и что это такое – парапланеризм? Наука? Продвинутый вид активного отдыха? Экстрим-спорт?

Погожий денек. Мы на летном поле. Инструктор Леонид Телегин выгружает из микроавтобуса парамотор. Начинаются приготовления к полету. Укрепляется рама и ограждение винта, раскладывается купол (еще его называют «крыло»). Топливный бак глотает порцию 92-го бензина… Теперь нужно прогреть двигатель. Ну, вот все и готово. Погода отличная, безветренно, солнце не палит, спокойно разливает свет по зеленой травянистой равнине. Облаков почти нет, поэтому небо кажется особенно высоким и бескрайним. Усиливается волнение, в котором смешались азарт, проснувшийся инстинкт самосохранения и исследовательский интерес. Ведь сейчас мне предстоит пилотировать новый, еще не облетанный парамотор. Сажусь в подвеску, закрепляю ремни. Проверяем радиосвязь, инструктор дает наставления. Мотор взревел за спиной. Инструктор выкрикивает команду, и я начинаю разбег. Шаг, другой, третий, еще, еще, плавно жму ручку газа… и стремительно взлетаю ввысь!

Земля удаляется, огромное небо охватывает со всех сторон. Ощущение потрясающее! Полет в самолете, даже в маленьком, совершенно не похож на полет на парамоторе. В самолете, если человеку страшно, он может отодвинуться от окна и смотреть в стену. Тогда ощущения практически ничем не будут отличаться от того, как если сидеть у себя дома. Когда пилотируешь парамотор, спрятаться некуда, ты летишь сам, как птица. Момент взлета на парамоторе тоже специфичен. От самолета пилот отделен, а с парамотором чувствуешь единение, становишься частью этого летательного аппарата. Причем не в переносном, а в самом буквальном смысле: без твоего правильного разбега он не взлетит.

Казалось бы, чего проще – разбежаться. Но нет, в разбеге с включенным парамотором очень важно соблюдать правила. Бежать, откинувшись назад, хотя человека в беге естественно тянет в наклон вперед. Удержаться на ногах в момент поднятия купола. И не поддаваться иллюзии, что пробежал достаточно. Не будешь соблюдать правила – в лучшем случае упадешь, получишь ушиб. В худшем можно и ноги переломать.

И вот я в воздухе. С одной стороны – далеко внизу по трассе ползут крошечные автобусы. С другой – зеленые лесные массивы. Инструктора на земле не вижу, слишком высоко, но слышу в наушниках его безжалостную команду: «Набрать высоту!» «Да куда еще?» – думаю я, но послушно жму на газ.

Теперь по-настоящему жутковато. Когда человек едет в автомобиле по дороге, он движется мимо деревьев, домов, людей, и, видя их, чувствует движение. А наверху открывается огромный простор, пустота, глазу не за что зацепиться, поэтому, хотя парамотор летит со скоростью 50 км в час, на большой высоте иногда на несколько секунд кажется, что ты неподвижно повис в небе. Сидишь себе на стульчике, а стульчик – на высоте нескольких сотен метров над землей. В животе холодеет, в голове мешается… Нужно встряхнуться и взять себя в руки.  Но вот я начинаю постепенно снижаться, ощущаю стремительность полета, слышу команды в наушниках. Отрабатываем повороты. Аппарат слушается – просто загляденье. Удачно подобран купол – это «Хантер», более маневренный и мобильный, чем популярный, но медлительный и тяжеловатый «Блюз».

Снижаюсь, фигурки людей внизу растут. Пролетаю совсем низко, машу ногой кинооператору (руки заняты управлением стропами). Затем вновь c поворотом и наклоном набираю высоту. Солнце садится, и я лечу прямо в закат. Небо залито золотыми, фиолетовыми и арбузно-алыми цветами. Прохладный ветерок поднимается, начинает слегка побалтывать и толкать меня из стороны в сторону. Пора завершать полет. Выключаю мотор, планирую с выключенным. Зеленая поляна плавно приближается, руки с управлением стропами перевожу вниз. Ноги ударяются о землю, купол с шуршаньем опадает сзади. Полет удался.

В Европе парапланеризм гораздо более распространен, чем у нас. Отчасти поэтому иркутяне используют зарубежные парамоторы – чаще всего чешский «Валькерджет» и итальянский «Симонини». Но иркутяне и сами занимаются производством силовых установок для парамоторов, а также вносят изменения в готовые аппараты. Дорабатывают карбюратор, делают парамотор более приспособленным к сибирским климатическим условиям, а также создают удобства для конкретного практического использования парамотора. Например, для охоты на волков. Руки в этом случае должны быть свободны, чтобы держать винтовку, и иркутяне создали ножное управление парамотором. Оно может пригодиться при фото- и видеосъемке и тогда, когда нужно спасти человека, допустим, сломавшего ногу и лежащего где-нибудь в тайге, куда на другом транспорте не добраться. Существуют так называемые тандемы – двухместные парамоторы, на таких можно вывезти пострадавшего в экстремальной ситуации.

Кроме перечисленных изменений в стадии разработки находятся и другие. Конструкторская мысль иркутских парапланеристов постоянно развивается в ритме новейших тенденций в создании летательной техники. Данная сфера весьма перспективна. В ближайшие годы появятся образцы новой летательной техники – мотодельты, парамоторы, конвертопланы.

Думается, вполне допустимо предположить, что вскоре может начаться массовое использование малогабаритных летательных аппаратов c формированием соответствующего рынка. Однако еще нет закона о массовом частном использовании летательной техники как транспортного средства. Но ведь есть закон физики, а именно закон Бернулли, используя который человек уже давно и успешно летает на различных видах аэросредств. Значит, со временем будет все необходимое, чтобы самостоятельный индивидуальный полет стал доступным и простым способом передвижения.