05.03.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
05.03.2014 07:15

Страну захлестнул SMS-потоп

Антимонопольное ведомство разыскивает спамеров

Борьба с незаконно рассылаемыми SMS стала одной из актуальных тем в антимонопольной практике прошлого года. Несмотря на титанические усилия на этом фронте, пресечь действия спамеров не удается.

Недавно сотрудница Иркутского территориального органа участвовала в семинаре по рекламному законодательству в Казани, на котором были озвучены тревожные факты: ежедневно центральный аппарат ФАС получает порядка 600–700 обращений о рассылках непрошенной рекламы с помощью средств связи – по мобильным телефонам и через интернет. Если учесть, что предметом жалобы получателя становится далеко не каждое надоедливое «послание доброхотов», то можно себе представить, какому «артиллерийскому обстрелу» подвергаются соотечественники – то есть мы с вами. Сегодня не найдется ни одного россиянина, в чьем мобильнике или почтовом ящике хотя бы раз в неделю не обнаружится предложение купить «говорящего хомяка», «поющую фею» или освоить баснословные заработки в интернете. Вал этих информационных атак нарастает, а за ним стоит целая армия людей, зарабатывающих на этой пустопорожней деятельности.

В феврале иркутское УФАС вынесло решение о незаконном характере SMS-рассылок от ООО «Абсолют» – два иркутянина заявили о шести эпизодах получения нежеланных коротких сообщений. Расследование подтвердило факты их распространения фирмой «Абсолют». Ответственность по рассылке лежит в данном случае именно на распространителе рекламы. Ему и адресовано предписание устранить нарушение закона. Получит ли его нарушитель, а тем более, удастся ли его наказать, – вопрос весьма проблематичный. Похоже, предприятие, по регистрационным документам дислоцирующееся в Омске, говоря протокольным языком, «демонстрирует признаки недействующего юридического лица». Почтовой корреспонденции оно не получает. На рассмотрении дела представители «Абсолюта» не присутствовали. Именно удаленность и «зашифрованность» ответчиков по делу надолго затянули антимонопольное расследование. Наши земляки получали мобильные сообщения с рекламой весной прошлого года, и лишь в начале 2014-го все данные для признания факта нарушения их информационных прав позволили вынести официальный вердикт. Рекламодателями выступили несколько предприятий: магазин «Леко», иркутский фитнес-клуб «Голд Джим», «БайкалБизнесЦентр» и другие. Договор на рассылку своих сообщений они заключали не напрямую с удаленным «Абсолютом», а через агента, назовем его условно Рукомоев. Именно он ищет клиентов для «Абсолюта». С клиентов он берет, скажем, 30 копеек за одно SMS. «Абсолют» отправляет их за 20 копеек, оставляя 10 копеек Рукомоеву как агентское вознаграждение. Оператор связи, с которым у «Абсолюта» заключен договор на предоставление SMS-центра для рассылок, имеет с этого «гешефта» свои 10 копеек. А теперь посмотрите, в каком «шоколаде» оказываются все участники цепочки рассыльных, если учесть, что с одним рекламодателем они договариваются об отправке 5 тыс. SMS? Каждый имеет по 5 тыс. рубликов за нажатие клавиши на компьютере. А ведь таких клиентов у Рукомоева отнюдь не шесть, которых с великим трудом вычислили контролеры ФАС по заявлениям граждан. Бизнес на рассылках – это «бешеные» (шальные, извлеченные из воздуха) и практически бесконтрольные деньги. Многоступенчатость этого бизнеса легко позволяет ему уйти от реальной ответственности за причиненную нам головную боль. И даже если злостным отправителям приходится в некоторых случаях платить серьезные штрафы, можно предположить, что их выручка все же перевешивает эти риски.

Защитники закона о рекламе – антимонопольные служащие – убеждены: остановить порочную практику забрасывания россиян рекламой смог бы только тотальный запрет на предоставление операторами связи технических возможностей для веерных рассылок с одного телефонного номера на бесконечное количество других. Пока такого запрета нет, договоры на SMS-рассылки заключаются и, по недоказанным сведениям, в нередких случаях – даже с абонентской базой в придачу. Иначе где многочисленные «Абсолюты» разживутся многотысячной аудиторией получателей?