Известные блогеры побывали на Ольхоне

Асфальтировать дорогу от южной оконечности Ольхона до северной, построить мост через пролив Ольхонские ворота, давать туристам всевозможные скидки за вывезенный мусор, сделать бренд «Байкал» всемирно известным – такие предложения выдвинули известные российские блогеры. Звезды «Живого Журнала» посетили самый большой остров священного моря в рамках экологической акции «Чистые берега Байкала», оценили санитарное состояние Ольхона и решили привлечь общественность, чтобы привести заповедную зону в цивилизованное состояние.

С десяток блогеров, среди которых был и настоящая звезда рунета Сергей Доля, на прошлой неделе посетили Ольхон, чтобы предложить свежие решения по благоустройству острова. Первые впечатления участники блог-тура получили уже в поселке МРС в ожидании парома: состояние местного туалета они оценили, как одно из худших на планете. Следом избалованных московских гостей удивило местное такси – на Ольхоне сплошь и рядом курсируют УАЗы. Впрочем, уже через день блогеры осознали, что в столь сложных дорожных условиях альтернативы у продукции российского автопрома нет.

Именно на них активисты выдвинулись из Хужира в сторону мыса Хобой, участники экспедиции должны были не просто насладиться красотами Ольхона, но и оценить санитарное состояние острова, а по возможности и убрать мусор за нерадивыми туристами. С трудом выдержав путешествие по ольхонским ухабам в машине без кондиционера, блогеры, тем не менее, были поражены неописуемыми красотами Хобоя и мыса Любви, а сваренная на привале местными таксистами байкальская уха и вовсе заставила забыть весь негатив. Поразила гостей и идеальная чистота на всем протяжении маршрута.

– Я второй раз на Ольхоне, уже приезжал сюда зимой. Часто слышал, что Ольхон – грязный остров, и в предыдущий визит просто подумал, что мусор присыпало снегом, но сейчас мы доехали до самой северной точки, и везде чисто. Я не понимаю, зачем нас звали убирать Ольхон, ведь тут нет мусора, – удивился экологическому благополучию Сергей Доля.

Одну небольшую стихийную свалку блогеры все же нашли, но за несколько минут в результате ударного труда двух десятков человек от нее не осталось и следа. Путешествие длилось к концу, когда организаторы привезли гражданских активистов к мусорной свалке вблизи Хужира, и здесь оптимизм гостей сразу сошел на нет. Тонны мусора раскинулись на сотни метров среди соснового леса, сюда выбрасывают все, от ПЭТ-бутылок до рыболовных сетей и автомобильных покрышек.

Через несколько минут Twitter уже пестрел фотографиями и сообщениями об ужасном состоянии Ольхона, а юной сотруднице Прибайкальского национального парка и водителям УАЗов пришлось отбиваться от жестких вопросов блогеров, кто в этом виноват.

Мнения разошлись, местные жители во всем обвинили туристов, столичные гости, в свою очередь, показывая на рыбацкую сеть и коровий череп, с удивлением вопрошали: «Это тоже туристы намусорили?».

На следующий день блогерам предстояло выдвинуть свои предложения, как справиться с несанкционированными свалками и как облагородить Ольхон, чтобы поток туристов сюда неуклонно рос, но это отрицательно не сказывалось бы на экологическом состоянии заповедного острова.

Блогеры разделились на три группы, которые возглавили Сергей Доля (sergeydolya.livejournal.com/), Олег Бармин (freedom.livejournal.com/) и Дмитрий Эйгенсон (nehludoff.livejournal.com/), оценить же их проекты организаторы пригласили представителей нацпарка, министерства природных ресурсов и Сибирского отделения Академии наук.

Сергей Доля, как заядлый путешественник, повидавший на своем веку немало национальных парков и заповедников во всех уголках мира, предложил не изобретать велосипед, а воспользоваться мировым опытом.

– Я был во многих заповедниках, в том числе в США, въезд туда платный, везде очень качественные асфальтированные дороги, выделены специальные парковки, оборудованные туалетами и мусорными баками. А уже от парковок проложены тропинки, по которым идут туристы. Ничего страшного в цивилизации нет, напротив, вы будете зарабатывать деньги на благоустройстве острова, – рассказал Сергей Доля.

Известный блогер предложил также объявить Ольхон национальным проектом по развитию туризма, и таким образом привлечь федеральные деньги на такие амбициозные цели, как постройка моста через пролив Ольхонские ворота и асфальтирование дорог на Байкальском побережье и острове Ольхон. Сергей Доля привел результаты опроса ВЦИОМ, где респонденты назвали Байкал Меккой экологического туризма в России. По словам путешественника, это надо использовать в брендировании озера.

Олег Бармин также свой доклад больше посвятил приобщению Ольхона к цивилизации. Он довольно в жестких тонах высказался в адрес местных таксистов и предложил заменить их вежливыми водителями на комфортабельных автомобилях. По словам Бармина, необходимо привести в нормальный вид въезд на паром в поселке МРС, здесь стоит построить информационно-визитный центр и инструктировать туристов, пока они дожидаются своей очереди на паромную переправу. Не обошел он стороной и санитарное состояние.

– Вы заходили в туалет в МРС? Это же просто ужасно. Приезжает турист, и вот такие он получает первые впечатления от Байкала, – возмутился Олег Бармин.

– Одними призывами не мусорить проблему не исправить, надо просто превращать мусор в деньги. И в этом нам поможет интернет-сообщество, – сказал в свою очередь Дмитрий Эйгенсон. Он предложил организовывать сбор денег на уборку отходов, а взамен интернет-пользователи, собирающие деньги, могли бы получать всевозможные скидки (на гостиницы, проезд) от компаний-организаторов акции. Также он считает возможным увлечь людей получением статусов: чем больше сдаешь мусора, тем выше твой статус.

Эксперты назвали проекты блогеров интересными, но не оригинальными. По их словам, подобные предложения поступают регулярно, но многие сталкиваются с нехваткой денег либо несовершенством природоохранного законодательства. А представитель нацпарка и вовсе сообщил, что асфальт на Ольхоне положат к 2016 году, правда, пока только до поселка Хужир.

По мнению экспертов, в первую очередь им нужна от блогеров информационная поддержка, чтобы легче было достучаться до властей при решении экологических проблем.