17.07.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
#архив
17.07.2013 07:15

Хранилище за стальными дверями

История, как известно, питается не слухами и домыслами, а документами. Поэтому еще в ельцинские времена был принят Госдумой закон «Об обязательном экземпляре документов». Согласно этому закону, все, что выходит из-под печатного станка, а также из недр двух ветвей власти, включая местное самоуправление, должно стекать в региональные книжные палаты.

Такой регистрационный центр, ставший подразделением областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского, был создан и в Иркутской области еще в 1995 году. Между прочим, как мне настойчиво внушали, – второй в России на региональном уровне.

Сама Молчановка, как известно, долгие годы ютилась в случайных помещениях, из-за тесноты место для Книжной палаты нашлось лишь в подвале. Располагайся подвал в обычном доме, можно было его переоборудовать, но этот был «историческим памятником», в облик которого не позволялось вторгаться. Так и жили, отбиваясь от ползущего по стенам грибка.

Жажда вырваться из подвала была столь велика, что когда подошел час переселения в новое здание библиотеки, мигом, за один день произвели эвакуацию всех фондов Книжной палаты Иркутской области. Случилось это 7 января, в самое Рождество, что было воспринято как добрый знак.

Реальность превзошла все ожидания. Они получили в свое распоряжение целых 400 кв. м в восточной башне, с постоянным климатом в 16–18 градусов, наиболее благоприятным для сохранности книжно-бумажного хозяйства. Оно, казавшееся им прежде огромным, растекшись по многочисленным стеллажам хранилища, словно уменьшилось в размерах. Хотя, как рассказала заведующая книжной палатой Мария Наумочкина, фонды достаточно велики, содержат более 24 тыс. единиц хранения.

– Все, что попадает к нам, подлежит вечному хранению. Ни одна бумажка не может быть списана или потеряна. Это часть страхового фонда страны. Выдается лишь в исключительных случаях. Ну, например, для предъявления в судебные органы.

Правила просты: все, выпускаемые на территории области книги, брошюры, газеты, географические карты и прочая печатная продукция, должны предоставляться сюда в трех экземплярах. Один экземпляр, проштемпелеванный и внесенный в библиографические списки, оседает в хранилище, а два других поступают в библиотеку для читательского пользования.

– А если кто-то проигнорирует вас и не пришлет газету или журнал?

– У нас есть хороший помощник – Роскомнадзор, – сказала заведующая. – Он следит за исполнением сроков доставки периодических изданий. И за нарушения накладывает штраф.

Судя по такой постановке дела, история может спать спокойно. Тем более что, начиная с 2000 года, Книжная палата начала принимать на хранение и официальные документы, поступающие из районных муниципалитетов. Это постановления и распоряжения мэров, а также решения районных дум. С 2008 года, после референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа, документы начали присылать еще шесть муниципальных образований.

Нетрудно, глядя на стеллажи, вычислить самый плодовитый по части административного рвения уголок области. Больше всех документации поступает из Тайшетского района. Пачки казенных папок уже переползают на четвертую полку, в то время как скромные стопки документов из Жигаловского или Качугского районов не могут заселить даже одну.

Работы у хранителей хоть отбавляй. Одних книг поступает в год около 2 тыс. Самых разных: от поэтических сборников и прозы членов писательских союзов до пособий по разведению аквариумных рыбок. Порой сами писатели приносят в подарок свои литературные труды.

– Автор же заинтересован, чтобы его книга работала, была востребована читателем, – объяснила главный библиотекарь Книжной палаты Любовь Бугакова. – А лучше всего это сделать через библиотеку. Ведь все новинки выставляются на нашем сайте, попадают в каталоги, демонстрируются на книжных выставках и любой желающий может не только прочитать книгу, но и связаться через нас с автором, узнать, где ее приобрести.

Несмотря на съежившийся в последние годы газетно-журнальный рынок, выяснилось, что он все же достаточно продуктивен, поставляя в Книжную палату свыше 200 названий газет и около 70 журналов. Правда, регулярность часто меняется. Какое-нибудь издание может подобно медведю впасть на несколько месяцев в спячку, а потом, разжившись деньгами, вновь объявиться на свет.

Я ходил вдоль стеллажей, читая названия: «Черемховский экспресс», «Чунский вестник», «Рабочая смена», «Панорама округа»… Обнаружил даже газету с несколько обескураживающим названием: «Не дай Бог».

Стеллажи в новом хранилище устроены так, что они могут кататься по проложенным в полу металлическим желобам. Достаточно покрутить ручку, как они начинают то съезжаться, то раздвигаться, освобождая проход. Я попробовал – довольно легко, по силам даже женской мускулатуре.

Самое опасное для хранилища – огонь. Поэтому сделано все, чтобы, с одной стороны, предотвратить возгорание: в помещении нет ни одной розетки, а пылесосы подсоединяются к централизованной отсасывающей системе через небольшие люки в полу. И с другой стороны – не дать огню распространиться. Поэтому все двери здесь как в подводной лодке стальные, а сверху проложены трубы пожаротушения.

Сегодня хранилище заполнено на одну треть. Его емкости, согласно расчетам, должно хватить на 5–7 лет. Не исключено, что это может случиться и раньше. Когда я уходил из Книжной палаты, туда прибыла очередная партия печатной продукции. Очень внушительных размеров.