«Ледниковый период» Геннадия Иванова
Он один из тех фотохудожников, чье искусство как будто призвано вернуть людям утраченное зрение, ведь иногда «замыленный» повседневной суетой человеческий взгляд не способен разглядеть красоту, даже если она вдруг предстает перед ним во всем великолепии. Недавно в Музее истории города Иркутска на целый месяц воцарился его «Ледниковый период».
Выставка имела необыкновенный зрительский успех, то ли из-за того, что в эти жаркие дни зрителям особенно хотелось прохлады, но скорее потому, что экспозиция дарила им ускользающее чувство прекрасного. Всего в ней было представлено около 50 фоторабот зимней тематики.
– Зима – мое любимое время года, потому что она самый изысканный художник, – считает Геннадий Иванов. – Нужно только уметь это видеть. Ведь когда выпадает снег, множество разрозненных деталей пейзажа превращается в цельное полотно – холст, на котором природа пишет удивительно тонкие сюжеты. Вот, например, целое театральное действо, которое развернулось «На зимних подмостках Байкала». Оно было создано брызгами озера. А вот «Парк юрского периода», где в корягах, выброшенных на брег, без труда можно разглядеть доисторических животных. А вот «Букет хрусталя»: вода сумела «вырастить» подо льдом цветы, похожие на розы. Или «Послание священного озера», где узоры на льду как пиктограммы. Иногда мне кажется, что если расшифруешь эту тайнопись, то узнаешь, что такое Байкал.
Кстати, снимки «Здравствуй, «Минин», «Вразуми нас», «Автопортрет на льду Байкала» были включены в постоянную экспозицию Государственного русского музея. А работа «Лоно весны» получила «Приз зрительских симпатий» на фотобиеннале в Санкт-Петербурге. Проталина на фоне сугробов, очертаниями напоминающая женское тело, отсылает нас к самой матери-земле. На других фотографиях Геннадия Иванова мы можем увидеть не менее сильные образы, созданные природой и выхваченные объективом мастера из хаоса окружающей действительности.
– Эта выставка уникальна тем, что она представляет не обычный набор видовых открыток, а летопись целого периода – ледникового, – считает редактор журнала «Сибирячок» Светлана Асламова. – Другая ее особенность в том, что фотография, помимо того, что она хорошо исполнена, дает образы природы и в реалистическом, и в символическом плане, что делает ее произведением искусства. Недаром, иногда кажется, что перед нами холст, написанный маслом, акварелью или графика.
И это неудивительно, ведь Геннадий Иванов – профессиональный художник. В 1972 году он окончил Иркутское художественное училище по классу педагога Галины Новиковой. После обучения работал художником в Иркутском научном центре, несколько раз выезжал на творческую дачу Союза художников под Старой Ладогой. В 1997 году стал членом Союза художников России, а спустя три года – членом творческого Союза фотохудожников.
– Сейчас фотография увлекает меня даже больше, чем живопись, – признается Геннадий Иванов. – Ведь в природе бывают моменты, которые можно запечатлеть только с помощью фотоаппарата. Иногда луч света, скользнувший по ледяной глыбе, превращает ее в оплавленный слиток золота, но уже через мгновение свет уходит. Поэтому при кажущейся простоте процесса это сложное синтетическое искусство, в котором нужно чувствовать цвет, свет, композицию, поэтому чтобы профессионально заниматься им, желательно иметь художественное образование.
Начинается летопись «Ледникового периода» Геннадия Иванова с момента, когда первый лед после ночного байкальского шторма создает на деревьях хрустальные картины из множества сосулек, как в «Суровой красоте Байкала». А заканчивается весенними снимками, на которых можно увидеть, как последний лед, похожий на световые блики на воде, проходит через Байкальские ворота. Иногда на снимках Геннадия Иванова появляются люди.
– Я включил в свои сюжеты людей, причем это замысел не мой, а Божий, он не случайно поселил нас на землю, ведь именно мы делаем всю эту красоту осмысленной, – считает Геннадий Иванов.