Седой Байкал Владимира Осипова
Серый, стальной, серебристый, притягивающий своей зеркальной гладью Байкал на картинах художника Владимира Осипова завораживает своей красотой.
В Приангарье великое озеро не пишет только ленивый, но Осипов один из нескольких художников Приангарья, которого не удовлетворяет «открыточный» Байкал, где он идиллически голубой и приветливый.
На первой персональной выставке в столице Приангарья, организованной арт-галереей «DiaS», можно увидеть более 40 работ Владимира Осипова с 1995 по 2012 годы, где главный герой всегда один – седой Байкал.
– Эта выставка посвящена исключительно Байкалу, – отметила искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. – Вообще-то озеро не любит вмешательства в свою жизнь, а Владимиру Осипову Байкал позволил приблизиться к себе достаточно близко. В его картинах мы видим в основном серый Байкал, такой он обычно и есть, когда «задумался и ушел в себя». Тогда мы ощущаем, что под его гладью лежит километровая толща воды, и эта асфальтовая серость, страшная, нечеловеческая.
Художник Владимир Осипов пишет Байкал уже 30 лет, а живет на его берегах в поселке Листвянка – 15 лет. Он родился в 1952 году в Нижнеудинске. Окончил педагогическое отделение Иркутского художественного училища, ученик Льва Гимова. После училища 15 лет преподавал на художественно-графическом отделении в усть-илимском филиале Восточно-Сибирской государственной академии, работал директором детской художественной школы города.
– Меня часто спрашивают, почему я пишу Байкал серым, – признался Владимир Осипов. – Все дело в том, что я много раз был на Черном море и считаю, что Байкал в солнечную погоду – это Черное море. Там я тоже попробовал писать воду, и получились открытки. А я не хочу писать с Байкала открытки, потому что знаю, что Байкал – холодный и суровый. Вы сегодня приехали, он синий, и небо голубое, а завтра шторм на неделю. Я много наблюдаю за ним, и для меня он родной.
Может быть, поэтому глядя на работы Владимира Осипова, остро начинаешь чувствовать величие озера по сравнению с бренностью человеческого бытия. Порой его пейзажи воспринимаются как инопланетные. По крайней мере, такие ассоциации возникали у многих творческих, чувствительных людей, которые, побывав на Байкале впервые, не смогли вместить в себя его красоту и справиться с бешеной энергетикой озера. Однако этот космический эффект на холстах возникает именно потому, что Владимир Осипов чувствует Байкал изнутри, правда, настолько, насколько это возможно сделать человеку. Причем в обрамлении воды он изображает вполне обычные детали байкальского ландшафта: горы, поселки, деревья, которые, однако, не добавляют пейзажу обыденности.