16.03.2012 08:15
Рубрики
Общество
16.03.2012 08:15

Много шума из замочной скважины

Жаркую дискуссию вызвала рекламная кампания автоцентра «Кузьмиха-сервис» на заседании экспертного совета по рекламе при Иркутском антимонопольном управлении.

Экспертам так и не удалось выработать единую позицию относительно того, одиозен ли ее характер или вполне невинен. Речь шла о серии баннеров, которые были развешаны по всему Иркутску и содержали туманные выражения, упоминая таинственную «ее», которую каждый мужчина, вероятно, должен был сразу идентифицировать.

Прежде чем уличить рекламу в некорректности, специалисты контрольного ведомства решили узнать мнение авторитетных экспертов по этому поводу.

«Каждый мужчина должен знать, как ее завести», – утверждал первый баннер. «А твоя всегда готова?», – вопрошал второй. «GOOD GARAGE автоцентр Кузьмиха, и она всегда будет готова», – вносил хоть какую-то конкретику третий. Все эти двусмысленности сопровождались изображениями скважины замка зажигания. Реклама недаром попала в поле зрения антимонопольщиков. В одной из местных новостных программ проходил сюжет по поводу баннерного сериала. Опрошенные журналистами иркутяне весьма негативно восприняли оскорбительный, с их точки зрения, креатив кузьмихинской команды. Апелляции рекламодателя к умению «ее» заводить на самом деле с пол-оборота «завели» общественное возмущение. Прежде чем уличить рекламу в некорректности, специалисты контрольного ведомства решили узнать мнение авторитетных экспертов по этому поводу.

Экспертный совет дал возможность высказаться в свою защиту представителям автоцентра. Работник правового отдела «Кузьмихи-сервис» Елена Свечкарева пояснила, что баннеры, так растормошившие население, были смонтированы вблизи гаражных кооперативов с приближением холодов, когда «она» (то есть машина) плохо заводится. Цель компании – привлечь внимание водителей (большинство из которых, по мнению «Кузьмихи», – мужчины) к необходимости ухаживать за автомобилем, чтобы с ним не было проблем. Никакого сексуального подтекста, по словам юриста фирмы, в слоганы не вкладывалось, ни на что «такое» «Кузьмиха» и не думала намекать. А тот факт, что машина не называется в рекламе прямо, Елена Свечкарева назвала привлекательной интригой компании.

Это утверждение вызвало сомнения у некоторых участников экспертизы. Председатель совета Александр Кулиш, заместитель руководителя антимонопольного управления, видит в «недосказанности» рекламных щитов «шитый белыми нитками» скабрезный оттенок. С ним согласилась начальник информационно-аналитического отдела Иркутского лингвистического университета Елена Горчакова. Причем такое мнение сложилось у нее после того, как студенты попытались обсудить данную рекламную кампанию на занятиях. Кроме баннеров, попавших под прицел антимонопольщиков, они анализировали и плакат, красовавшийся вблизи ИГЛУ. На этом щите рядом с пресловутой личинкой замка зажигания слоган был еще игривее: «Главное – не размер, а любовь и забота!». Сообразительные студенты сразу уловили во фразе не слишком-то замаскированный «второй» смысл.

В защиту «бесхитростной» акции автосервиса горячо выступил председатель правления областного отделения Союза журналистов Александр Гимельштейн. Он, в частности, сказал, что если у кого-то из мужчин личинка зажигания вызывает сексуальные ассоциации, это тревожный повод обратиться к врачу. По мнению Александра Гимельштейна, реклама отнюдь не провокационна, и за уши притягивать к ней крамольные намерения не стоит.

Однозначно оценить рекламу как вызывающую и выходящую за рамки общепринятых приличий экспертному совету не удалось. К тому же, в рекламном законодательстве нет четкого определения рекламной кампании, какой является рассматриваемая серия баннеров. Поэтому возбуждать дело против рекламодателя в антимонопольном органе не станут. Однако руководству автоцентра направлено рекомендательное письмо с просьбой впредь воздерживаться от использования в рекламе неопределенных, обтекаемых образов и выражений, «в связи с возможным неоднозначным восприятием потребителями».